Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
С. А. Есенин по праву занимает одно из первых мест в русской поэзии. За свою недолгую жизнь поэт создал ряд стихотворений, признанных шедеврами и ставших классикой. Произведения Есенина изучаются в школе, входят в обязательную университетскую программу.
Но гораздо важнее, что стихи этого поистине русского поэта знает и любит народ. Каждый русский человек хоть раз в жизни слышал песни на произведения Есенина, ставшие образцами «музыкальной» лирики. Поэзия С. Есенина очень близка к народной. Можно сказать, что поэт черпал в фольклоре не только образы и художественные средства. Народная лирика питала Есенина, давала ему силы.
Подтверждением тому является одно из поздних философских стихотворений поэта — «Отговорила роща золотая…» . Это произведение можно назвать итоговым для Есенина. Оно написано за год до смерти поэта. Он, как бы предчувствуя свою гибель, подводит в этом стихотворении итог жизни, вспоминает и размышляет обо всем, что было.
Начинается стихотворение с метафоры, навеянной русской природой: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Душа и жизнь лирического героя уподобляются «роще золотой», осенней поре. Она по-своему прекрасна: об этом свидетельствует эпитет «золотая», но все же это пора увядания. Прошло время веселья и радости . Герой утверждает, что, печалясь, его душа все же ни о ком и ни о чем не жалеет .
По мере развития стихотворения усиливается тема одиночества героя, его странничества и бесприютности в этом мире: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. Чтобы усилить ощущение одиночества и тоски, Есенин приводит параллель из мира природы: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Человек в этом мире так одинок, что о нем некому погоревать, кроме конопляника.
Метафора «грезит конопляник» создает мифический образ, схожий с героями народных поверий и мифов. Тема одиночества лирического героя усиливается в третьем четверостишии: «Стою один среди равнины голой…» Герой вспоминает свою жизнь. Он убеждает себя, что «ничего в прошедшем мне не жаль». Но мне кажется, что все как раз наоборот.
Иначе герой не стал бы несколько раз повторять «не жаль», как бы убеждая и себя, и читателей в этом. Все же лирическому герою жаль «лет, растраченных напрасно, …жаль души сиреневую цветь» . Сейчас душа его пуста. Она все еще горит костром «рябины красной», «но никого не может он согреть».
Герой чувствует исход своих сил, отсутствие желаний, накопленный багаж разочарований. Он сравнивает себя с деревом в пору осени: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Что же это за грустные слова?
Мне кажется, поэт в лице лирического героя говорит о своих стихах, грустных исповедях-размышлениях, которых с возрастом становится все больше. Достаточно вспомнить такие произведения Есенина, как «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Да, теперь решено. Без возврата…», окрашенные в пессимистические и даже трагические тона. В последней строфе герой продолжает размышлять о будущем своего творчества.
Его стихи могут оказаться ненужными и неинтересными для последующих поколений: И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Но все же стихотворение заканчивается оптимистическим обращением-призывом: Скажите так…что роща золотая Отговорила милым языком. Несмотря ни на что, лирический герой положительно оценивает свою жизнь.
Да, она во многом прошла, но была «золотой». Душа героя-поэта говорила на «милом» ей языке: жила так, как хотела и создавала то, что хотела. Таким образом, эта философская исповедь героя несет в себе большой оптимистический заряд, утверждающий жизнь во всей ее красоте и силе.
Данное стихотворение наполнено тропами, сопоставляющими жизнь человека с жизнью природы, рисующими разные вехи человеческой жизни — от цветения до угасания. Это и эпитеты , и метафоры , и сравнения . Стихотворение состоит из 6 строф с перекрестной рифмовкой.
В его составе есть риторические вопросы , умолчания , повторы . Все средства художественной выразительности помогают поэту полнее и глубже передать свои раздумья, мысли, переживания, облечь их в яркую художественную форму.
Стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»