Стихотворение С. Л. Есенина «Несказанное, синее, нежное…»
Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма.
Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней: Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист. И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему, так же внимателен, но без юношеской горячности, «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко.
Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице: Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь. Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека.
Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой. Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране: И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления: Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава… Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!
О чем горевать тому, чья «душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз»? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг.
Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.
Пора бы. «Москва кабацкая» хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, «взрослее», в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий: Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки: Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году — Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.
Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни.
Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.
Стихотворение С. Л. Есенина «Несказанное, синее, нежное…»