«Столетье безумно и мудро»
Интеллектуальная игра по литературе ХVIII века
Сценарий, предлагаемый вниманию словесников, можно использовать на факультативных занятиях, для проведения внеклассного мероприятия после изучения темы «Русская литература XVIII века» в 9-м классе. В игре принимают участие две команды, сформированные заранее. В роли ведущего выступает сам педагог.
Результаты выполнения заданий оценивает жюри в составе учителей и учащихся. Ориентировочная продолжительность игры — 60 минут.
Ведущий. «Нет, ты не будешь забвенно, // Столетье безумно и мудро…», «Мощно, велико ты было, столетье…» — так отзывался о своем времени известный писатель, видный политический деятель XVIII века, расплатившийся за свои убеждения заключением в Петропавловскую крепость. Ему принадлежит стихотворение «Осьмнадцатое столетие», строка из которого послужила названием нашей игры. Фамилия этого человека прозвучит чуть позднее.
К сказанному можно добавить еще то, что он написал книгу о путешествии из Петербурга в Москву.
Мы тоже сегодня отправляемся в символическое путешествие по восемнадцатому столетию. Особенность нашего путешествия состоит в том, что мы будем постоянно соотносить день минувший с днем сегодняшним, притом постараемся делать это весело. Итак, в путь!
I. «Всякая всячина»
Ведущий. Чтобы не скучать, возьмем с собой какой-нибудь журнал, например журнал «Всякая всячина» , и примемся разгадывать кроссворд, дабы скоротать время.
Команды получают листы с одинаковым заданием, суть которого состоит в разгадывании кроссворда. Побеждает команда, заполнившая наибольшее количество строк по горизонтали в течение отведенного ведущим времени. При условии правильного выполнения задания в клетках выделенной строки по вертикали можно будет прочитать ключевое слово, имеющее прямое отношение к названию конкурса.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Российский поэт, занимавший должность губернатора в двух российских губерниях.
2. Поэт, драматург, получивший прозвание «отца русского театра».
3. Древнеримский поэт, автор оды «К Мельпомене», переложение которой осуществили М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин.
4. Литературное направление, в рамках которого были созданы повести Н. М. Карамзина.
5. Название оды Г. Р. Державина, прославляющей императрицу Екатерину II.
6. Русский писатель, политический деятель, автор стихотворения «Осьмнадцатое столетие», строки из которого составили название настоящей игры.
7. Комедия Д. И. Фонвизина.
8. «…Обнял все отрасли просвещения… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Фамилия человека, к которому относятся эти слова А. С. Пушкина.
9. Ведущее направление в русской и зарубежной культуре XVIII века.
По вертикали : имя высокопоставленной особы, непосредственно курировавшей издание журнала «Всякая всячина».
Ответы. По горизонтали: 1. Державин. 2. Сумароков. 3. Гораций. 4. Сентиментализм.
5. Фелица. 6. Радищев. 7. Бригадир. 8. Ломоносов.
9. Классицизм. По вертикали: Екатерина
II. Каков вопрос — таков ответ
Конкурс проходит в форме устного тестирования. Ведущий задает вопросы и предлагает ребятам три варианта ответа. За каждый выбранный правильно ответ игроки получают 0,5 балла.
Вопросы команде № 1
1.
Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми…
Что являлось предметом изображения в этом стихотворении Г. Р. Державина?
Варианты ответов: а) звездопад; б) водопад; в) мощный селевой поток.
2. Как называется сентиментальная повесть Н. Карамзина?
Варианты ответов: а) «Бедная Лиза»; б) «Бедная Настя»; в) «Моя прекрасная няня».
Вопросы команде № 2
1. Каково полное название стихотворения М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае…»?
Варианты ответов: а) великого северного сияния; б) неожиданного солнечного затмения; в) сильного рентгеновского излучения.
2. Как называлось сатирическое произведение Д. И. Фонвизина?
Варианты ответов: а) «Всеобщая придворная грамматика»; б) «Всеобщая придворная арифметика»; в) «Основы придворной философии».
III. Нам «ни к чему одические рати»?
Ведущий. Трудно представить XVIII век без державинских и ломоносовских од. В названии конкурса присутствует перефразированная строка из стихотворения Анны Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…». У нас в конце фразы — вопросительный знак. В самом деле, разве нам не нужны оды?
Как раз сегодня они нам очень нужны. Точнее, вам понадобится знание текста произведений, созданных в этом жанре М. В. Ломоносовым и Г. Р. Державиным.
На доске размещены портреты двух вышеназванных поэтов, а также ряд портретов исторических деятелей : Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, А. В. Суворова, М. И. Кутузова.
Команды получают карточки с записью отрывков из стихотворений Державина и Ломоносова. Ученики должны прочесть вслух поэтические строки и ответить на вопрос: кто из поэтов какому историческому деятелю посвятил данные строки?
Задания команде № 1
1.
Пою премудрого российского Героя, Что, грады новые, полки и флоты строя, От самых нежных лет со злобой вел войну, Сквозь страхи проходя, вознес свою страну, ……………………………………….. Среди военных бурь науки нам открыл И мир делами весь и зависть удивил.
2.
Слух идет о твоих поступках, Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда; Что ты в напастях равнодушна, А в славе так великодушна, Что отреклась и мудрой слыть.
Задания команде № 2
1.
Все холмы покрывают лики, В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».
2.
Ты зришь тех слабость, сих пороки Поколебали дух высокий, — Но он из младости спешил Ко доблести простерть лишь длани; Куда ни послан был на брани, Пришел, увидел, победил.
На следующем этапе конкурса, посвященного одам, осуществляется Проверка домашней творческой работы. Ученики читают сочиненные заранее шуточные образчики жанра. За творческие работы жюри присуждают учащимся от трех до пяти баллов.
IV. «Ох! Басни — смерть моя!»
Ведущий. Имя И. А. Крылова стоит в первом ряду любимых народных поэтов. Басни дедушки Крылова сопровождают нас с детских лет и до старости, ибо, как утверждал Н. В. Гоголь, они есть «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
А хорошо ли вы помните известные крыловские басни?
Задания команде № 1
Продолжите строки, укажите название басни, из которой они заимствованы.
1.
«… Я без души Лето целое все пела». — «Ты все пела? Это дело: Так… «
2.
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что… .
Задания команде № 2
Продолжите строки, укажите название басни, из которой они заимствованы.
1.
Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только… .
2.
Потел, потел, но наконец устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А… .
Оценить выполнение задания можно, например, таким образом: 0,5 балла за угадывание названия басни и 0,5 за продолжение строки.
Далее в рамках конкурса ведущий предлагает девятиклассникам попробовать себя в коллективном творчестве. Экспромт-задание заключается в следующем: к строке из известной басни нужно «присочинить» свою собственную строчку, но сделать это надо так, чтобы на «стыке» строк, классической и современной, родился новый, забавный сверхсмысл.
Вот как это сделал писатель-юморист Г. Кузнецов .
По улицам Слона водили — На нем рекламу разместили.
Ягненок в жаркий день пришел к ручью напиться; И умер: там была с нитратами водица.
А вот что получилось у моих подопечных.
Мартышка к старости слаба глазами стала: И днем и ночью на компьютере играла.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела: Фонограмму вдруг заело.
Интересным также может быть Состязание юных баснописцев. Для этого за неделю-две до игры учитель обращается к девятиклассникам с просьбой «переписать» «старые басни на новый лад». Тематика новоиспеченных басенных «шедевров», разумеется, должна быть современной, а лучше всего — «школьной».
V. Persona grata
Ведущий. Символическое путешествие привело нас на окраину Москвы. Здесь, на берегу пруда, вас ожидает интересная встреча. Конкурс называется «Persona grata», что в переводе с латинского означает «желанная личность».
Кто же эта особа? Вы видите перед собой ее портрет. Художник запечатлел на полотне героиню одного из чрезвычайно популярных в конце XVIII века произведений. Можете ли вы узнать ее, взглянув на полотно?
Если учащиеся затрудняются ответить, ведущий предлагает им в помощь следующие тезисы:
— эта героиня была, согласно утверждению автора произведения, «прекрасна душою и телом»;
— для своего возлюбленного являлась воплощением того, «чего сердце его давно искало»;
— наконец, «плачевная судьба» этой девушки заставила автора «проливать слезы нежной скорби».
Теперь ребята без труда называют «незнакомку». Ну конечно, это Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина.
После того как узнавание «свершилось», ведущий приглашает для участия в конкурсе по одной представительнице от каждой команды. Девочки должны будут представить себя на месте героини повести и ответить на вопросы ведущего. Верный ответ приносит игрокам один балл.
Вопросы представительнице команды № 1
1. Помнится, ваш Дом, милая Лиза, располагался в очень живописном месте. С описания окрестностей вашего жилища автор начинает свое повествование.
Итак, какие достопримечательности находились поблизости?
2. Вы, конечно, помните тот день, когда ваш возлюбленный сказал, что ему необходимо отправиться в армию. «Война не страшна, страшно там, где нет моего друга», — подумали вы и чуть было не бросились за ним на войну.
Что же удержало вас от этого шага?
Вопросы представительнице команды № 2
1. Повествователь сообщает: «Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». На столе в вазе стоят искусственные цветы: ромашки, розы, тюльпаны, ландыши. Выберите среди них те, которые купил у вас Эраст в день вашего с ним знакомства.
2. Была в вашей жизни, Лиза, горькая минута, когда вы приняли роковое решение. Мимо проходила девочка Анюта, жившая с вами по соседству. Вы адресовали ей свою последнюю просьбу.
В чем состояла просьба?
VI. Театральный разъезд
Ведущий. Наше путешествие приближается к своему кульминационному моменту. Нам предстоит оказаться в театре.
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…
Данный конкурс посвящен комедии » Недоросль». К нам пожаловали гости — персонажи этого произведения.
Далее следует инсценировка .
Задания командам
Найдите фактические ошибки, допущенные намеренно.
Г-жа Простакова. Друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу лениться!
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой!
Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску, архимедова крыса!
Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова. Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича!
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
С его умом, да залетать далеко, да и Боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною.
Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан. Тыщу баксов!
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан. Единожды три — три. Единожды нуль — нуль.
Единожды нуль — нуль.
Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь, все баксы, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердешный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.
Не учись этой дурацкой науке.
( Ошибки: 1. «Не хочу учиться, хочу лениться!» 2. «Тыщу баксов!» 3. «Архимедова крыса».
Надо: 1. «Не хочу учиться, хочу жениться!» 2. «Триста рублей!» 3. «Гарнизонная крыса». Цыфиркин — бывший сержант.)
За каждую найденную ошибку жюри присуждает командам 0,5 балла.
VII. Кто есть кто?
Ведущий. В центре нашего внимания опять будут персонажи комедии «Недоросль». Исходя из представленных сведений, вы должны сказать, о ком идет речь.
Вопросы команде № 1
1. Кто из персонажей комедии мог «служить примером» того, что «трудами и честностию состояние свое сделать можно?»
2. Кто из героев мечтал «всех свиней со бела света выкупить»?
3. Про какого героя говорят, что он, «хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и дале не пойдет»?
4. Кто из героев именовал себя «другом честных людей»?
5. Кто из персонажей комедии «ходил до риторики, да… назад воротился»?
Вопросы команде № 2
1. Кто из персонажей комедии утверждал, что «никогда не думает», и советовал другим поступать подобным образом?
2. Кто из героев произведения за верную службу получал «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»?
3. Кто из героев давал обещание дойти пешком до Киева во имя здоровья совершенно чужого человека?
4. Кто из героев комедии отличался невероятным простодушием: «…от роду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет»?
5. Кто из персонажей, по его собственным словам, однажды «ездил ни по что и привез ничего»?
Каждый правильный ответ приносит отвечающим один балл.
VIII. Мысль изреченная
Ведущий. Персонажи комедии «Недоросль» говорят сочным, афористичным языком. Немало мудрых, поучительных изречений принадлежит положительным героям. На доске или плакате записаны высказывания действующих лиц.
Игроки должны вставить ключевые слова в эти высказывания, а также определить, кому принадлежат афоризмы.
Задания команде № 1
1. «Имей, имей и будешь человек во всякое время».
2. «Наличные деньги — не наличные «.
Задания команде № 2
1. «Без знатных знатное состояние ничто».
2. » Надобно, чтоб муж твой повиновался, а ты — мужу, и будете оба совершенно благополучны».
Система оценки выполнения заданий аналогична той, что использовалась в конкурсах III и IV.
IX. Финал
В заключение игры можно предложить ребятам перекинуть «мостик» из театра XVIII века к сценическому искусству нового тысячелетия, осуществив, как сейчас принято говорить, «римейк» бессмертной комедии Фонвизина. Допустим, что папа из числа «новых русских» нанял для сыночка-шалопая «учителей полки». Пусть ребята пофантазируют и представят в мини-спектакле, что могло происходить на одном из таких «уроков».
«Столетье безумно и мудро»