Странствие в прошлое
Отошли в прошлое те времена, когда всю нашу землю завоевали и поделили между собой соседние государства. Невыносимо жилось украинским людям в неволе. И начали они уходить в нижнее течение Днепра, за так называемые пороги, где были дикие степи. Беглецы называли себя казаками, т. е. свободными людьми. На островах, которые лежали посреди быстрой Днепровской воды, они основали Запорожскую Сечь. Укрепление было грозным и навевало страх непрошеным гостям. Его опоясывали высокие земляные валы, глубокий ров и сторожевые башни. Из бойниц нацеливались жерла пушек и самопалов. Пути к Сечи пристально охраняли дозорные. Кто обнаруживал вражеское войско, тут же зажигал бочку со смолой, и столб черного дыма извещал далеко вокруг об опасности.
Казаки избирали из своих кошевого атамана. Возглавляемое им войско было как одна семья. Выносливые и сильные, сообразительные и чрезвычайно храбрые, казаки оказывали сопротивление злейшим врагам. Захваченные неожиданно в походе, они немедленно могли построить из телег неприступную крепость и мужественно оборонялись против войска, намного превосходящего их численностью.
Когда нужно было переждать неминуемую угрозу где-нибудь в воде, запорожец брал у рот обыкновенную камышинку и продолжительное время мог просидеть под водой, дыша через трубочку.
По обычаю, запорожцы брили себе бороды и головы, оставляя только длинные усы и оселедец — чуб (пучок волос). Оселедец свисал с макушки, и часто его наматывали на ухо. Одежда тоже была необычная: красные, как жар, и широкие шаровары, жупан, цветистый пояс, из-за которого торчало несколько пистолей, шапка с кистью, на стороне висела сабля и люлька для табака с медной цепочкой, висевшей почти до пола.
Слава о свободолюбивых казаках-запорожцах распространилась на весь мир. О них знала Европа и Восток, они оставили знаменитую страницу как рыцари чести и защитники родной земли.
Это культурное наследие нашего народа сегодня мало исследовано. А оно было для наших пращуров убеждением, таким же, как мы верим в Иисуса Христа. Только с чьей-то легкой руки это назвали мифологией. На самом же деле это был образ жизни наших предков, способ гармонического объединения и отождествления себя с природой. Давние украинцы имели свой Олимп, природа для них была живой, они верили в ее волшебную силу. Кроме главных божеств: Сварога, Дажбога, Перуна, Велеса, Ярила, Купала, они поклонялись Солнцу, Луне, звездам, а также всем явлениям природы: молнии, морозу, ветру, огню, воде и т. п..
В родственном кругу особыми почестями была наделенная Берегиня — древнейшая богиня добра и защиты человека от всякого зла. Со временем Берегиня становится «домашней» богиней. Она защищает жилье, всю семью, малых детей от болезней, бедствия, злого зверя, смерти и т. п. Изображала или вышивалась Берегиня на белых полотенцах, которые вывешивались над окнами и дверями, и должны были защищать дом от черных сил. Образ Берегини вышивался на одежде, вырезался на ставнях окон, крыльце. Небольшие изображения Берегини из глины или меди носили на груди. Традиционное изображение Берегини — символическая фигура женщины с предостерегающе поднятыми руками. Ее образ с 14 столетия входит в украинское народно-прикладное искусство и дошел до наших дней. Об этом напоминает, в частности, Киевская Оранта с поднятыми руками, будто стоит на защите всей земли украинской.
Странствие в прошлое