• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Структура и жанр романа «В поисках утраченного времени»

 

Структура и жанр романа «В поисках утраченного времени»

В сложной структуре романа «В поисках утраченного времени» нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. «Я» доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого «я», говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица — это «Любовь Свана», большая вставная новелла первой части романа. Но образ Свана здесь не воспринимается как нечто совершенно самостоятельное — это скорее «двойник», объективизация авторского «я».

«В поисках утраченного времени» содержит реалистическое раскрытие лирического героя, образа повествователя. Перед читателем этот образ вырисовывается во множестве тщательно воспроизведенных деталей быта — стихия повседневности захлестывает роман. Произведение в целом может расцениваться как последовательное изображение жизни рассказчика: его детства в Комбре, прогулок то в сторону, где живет буржуа Сван, то в сторону, где обосновались аристократы Германты; его первой любви к дочери Свана Жильбер-те, перипетий его любви к Альбертине, путешествий, бесконечных посещений салонов. То, из чего состояла жизнь самого Пруста, скрупулезно воспроизводится в романе как жизненный опыт рассказчика, обеспеченного молодого человека с. характерными привычками и взглядами. К тому же он больной с детства человек. Это обстоятельство делает еще более понятным и ограниченность его кругозора, недостаток жизненного опыта, и болезненную прикованность к тем немногим фактам, которые доступны человеку, большую часть времени проводящему в постели, и силу воображения, интенсивную работу сознания, восполняющую недостаток жизнедеятельности.

Рассказчик в романе Пруста — это завсегдатай буржуазных и аристократических салонов, обласканный герцогами и принцами молодой человек, который внимательным взором смотрит на их мир. Вначале рассказчик относится к «стороне Германтов», т. е. к миру богатых и родовитых аристократов, которых олицетворяет семья Германтов, особенно герцогиня де Германт, восторженно: для него аристократический мир загадочен и привлекателен, он отождествляется с врожденными качествами людей «высокой породы», приметами которой является веками отшлифованная элегантность, остроумие, тонкость речей, своеобразие языка. Рассказчик действительно все это находит, когда ему удается исполнить мечту своей юности — попасть в самые аристократические салоны. И он, и Сван любят там бывать и обстоятельно рассказывают об этом. Огромное место в гигантском произведении Пруста занимают повторяющиеся описания все тех же персонажей во все тех же обстоятельствах великосветских приемов и обедов.

Писатель не проходит мимо перемен, происшедших в жизни салонов и их завсегдатаев за те примерно 40 лет, которые протекают от начала повествования (это 80-е годы прошлого века) до конца (мировая война, первые послевоенные годы). При этом Пруст неоднократно обращает внимание читателя на то, что он. рисует «деградацию аристократии». Рассказчик, пристально вглядываясь в так увлекший его мир, убеждается, что за импозантной внешностью людей света скрываются и скудоумие, и пошлость, и бессердечность. Роман напоминает об обобщениях в романах французских реалистов, а персонажи Пруста занимают свое место среди героев «человеческой комедии». Перу Пруста присуща ирония, в романе встречаются даже сатирические портреты. Но чаще всего он как бы ожидает от своих героев, что они «сами» смогут показать себя — в их разросшихся монологах, в их поступках выявляются подмеченные наблюдательным рассказчиком отрицательные черты кастовости, предрассудков, условностей. Одна из самых в этом смысле определенных сцен — финал третьей части романа «Сторона Германтов», где рассказывается о том, как очаровательная герцогиня де Германт бессердечно отворачивается от своего друга, умирающего Свана, поскольку она не может пропустить званый обед.

Однако роман, в котором зафиксирована утрата иллюзий относительно «света», построен как восстановление этого «света» во всех деталях; роман прикован к этой единственной реальности, как рассказчик прикован к прошлому, к «началам». Искусство Пруста похоже на искусство реставратора старины. В романе явственно звучит недовольство настоящим и как следствие этого возникает идеализация прошлого (не стало «прошлой элегантности»).

Следует подчеркнуть, что рассказчик ограничен узким миром наблюдений и еще более узким миром представлений и понятий. Роман прикован к «я», а за этим «я» стоит не только наблюдательный рассказчик, но буржуа, избалованный, изнеженный, эгоистический (о «тотальном эгоизме» пишет он сам), что прежде всего и определяет узкие пределы его наблюдательности, нерешительность выводов. Характерно, что народ здесь — лишь слуги, причем слуги в их крайне патриархальном истолковании, преданные господам, предупреждающие каждое их желание. Такова Франсуаза, тень своего хозяина. Есть в романе рассуждения о социализме, но крайне наивные, в духе того аристократизма, от которого сам рассказчик освободиться не может, да и не желает. Среди его приятелей есть маркиз де Сен-Лу, светский «лев», увлекающийся «социализмом». Марсель Пруст считает, что «социализм» этого аристократа «чище и незаинтересованнее», чем «социализм бедняков».



Структура и жанр романа «В поисках утраченного времени»

Другие сочинения по теме:

  1. Проблема сюжетности повествования в романе»В поисках утраченного времени» После смерти Пруста, последовавшей 18 ноября 1922 г. в Париже от воспаления легких, за издание остальных частей цикла берется младший...
  2. Мир утраченных иллюзий в романе «В поисках утраченного времени» Тщательно изображенный мир в целом слабо и приблизительно связан с исторической эпохой, которая словно «где-то», «рядом». Это не исключает того,...
  3. Жанровая структура романа Достоевского «Игрок» Роман «Игрок», последний в ряду романов первого цикла, был написан в октябре 1866 г. (с 4 по 30 октября) —...
  4. Жанр романа-исповеди на примере произведений Мориака Затрудненный, но все же неуклонный процесс просачивания актуальных общественных проблем в искусство виден и на созданных в 30-е годы романах...
  5. Тематика и жанр романа «Война и мир» Роман «Война и мир» быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем...
  6. Жанр и сюжет романа «Красное и черное» Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь...
  7. Судьба «утраченного поколения» в произведениях Ремарка Ремарк был солдатом и свои фронтовые переживания перенес в литературное творчество. 1929 года роман «На Западном фронте без перемен» принес...
  8. Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита» Сочинения по литературе: Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита» В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры...
  9. Жанр семейного романа-хроники в европейской литературе рубежа веков Тип романа-эпопеи, который называется роман-семейная хроника чрезвычайно характерен для западноевропейской литературы 1-х десятилетий 20 века. В нем присутствуют все свойства...
  10. Сюжетная структура романа Достоевского «Записки из Мертвого дома» В «Записках из Мертвого дома» две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит...
  11. Краткие планы сочинений к творчеству М. Пруста Какое место в мировой литературе занимает Марсель Пруст? Марсель Пруст занимает исключительное место в мировой литературе XX ст. Его творчество...
  12. Внутренняя структура романа Набокова «Лолита» С Владимиром Набоковым у меня сложились неоднозначные отношения. Дело в том, что в детстве в моем доме было несколько книг...
  13. Поэтика тургеневского романа, связь «дворянского романа» о герое времени В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается...
  14. Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах «Евгений Онегин» Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина», современный исследователь пишет, что Пушкин решил «представить новый тип произведения...
  15. Проблемно-тематический анализ романа «Герой нашего времени» В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в...
  16. Но что делать, когда случается буря? (На прмиере романа «Герой нашего времени») Буря случается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса»,...
  17. Жанр исторического романа в английском романтизме Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале...
  18. О жанре романа «Герой нашего времени» Чем же характерен этот жанр, каковы его особенности? Роман всегда ставит сложную жизненную проблему, которая требует широкого показа действительности в...
  19. Жанр исторического романа в школьном обучении В жанре исторического романа успешно работает Жан Оливье (р. 1926) — активный сотрудник французской печати, чьи книги для детей неоднократно...
  20. Изучение творческой истории образов романа «Герой нашего времени» Изучение творческой истории таких образов, как, например, Вернер, действующие лица «Тамани», Казбич, Грушницкий — представляет для нас большой интерес, так...
« Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа
Краткое содержание повести Рида «Оцеола, вождь семинолов» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения