• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»

 

Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»

Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких эпизодических лиц. Это не значит, что жизнь народа осталась за пределами поэмы. Но на переднем плане представлены привилегированные сословия. К ним и относится название поэмы «Мертвые души», потрясшее, по словам Герцена, всю Россию. Гоголь с необычайной силой вскрыл паразитизм и разложение господствующих сословий, живших за счет крепостного права. Появление «Мертвых душ» показало, что крепостничество порождает не только экономическую отсталость, но и моральное разложение дворянства. Раскрытие духовного омертвения привилегированных сословий определило центральную идейно-творческую задачу автора. Для решения ее нужно было найти соответствующий сюжет и оригинальную композицию.

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Покупка «приобретателем» Чичиковым мертвых крестьянских душ, которые числятся по документам («ревизским» описям) живыми,- операция более чем странная. Но Чичикову для лучшего ведения своих торгово-финансовых дел надо было считаться богатым человеком. Кроме того; скупая за бесценок мертвые души крепостных, он намеревался продать их в так называемый опекунский совет в качестве живых и получить таким способом изрядную сумму денег. Следовательно, изображение стяжательских сделок героя стало движущей пружиной сюжета. Скупая мертвые души, Чичиков объезжает дворянские усадьбы, знакомится с помещиками и чиновниками губернского города. Перед читателем как бы проходит жизнь всей сословно-помещичьей Руси — уродливая, погрязшая в алчности, своекорыстии, глупости и безделии. Так частное событие «похождения» «подлеца-приобретателя» позволяет Гоголю широко обозреть общественные пороки.

В поэме выведена целая галерея типов, каждый из которых представляет ту или иную ступень нравственного разложения. Вводная глава знакомит нас с Чичиковым и губернским городом. 2-6-я главы посвящены помещикам. В 7-10-й главах даны «губернские» картины, I 1-я глава характеризует социальное происхождение Чичикова и общественно-исторический смысл его порочной практики. Завершается том вдохновенными словами автора о Руси -«птице-тройке», устремляющейся к светлому будущему, свободному от постыдного предпринимательства. Композиция поэмы проста по внешнему оформлению. В ней значимы каждая деталь, каждое событие. Кульминация (высшая точка напряжения) приходится на 10-ю главу, когда обитатели губернского города узнают о плутнях Чичикова. Возбуждение достигает предельного накала. Закон должен сказать свое слово. Но… прокурор («око государево»), взволнованный слухами о небывалом преступлении, внезапно умирает.

Необычна жанровая структура «Мертвых душ». Сатира на крепостной строй соединена у Гоголя с глубокими раздумьями о России, перспективах ее развития. Так появляются многочисленные лирические отступления. Сочетание обличительных сцен с лирически приподнятыми словами о могуществе родины не разрушает художественной целостности повествования. «Всякое отрицание, чтобы быть живым и поэтическим,- писал В. Г. Белинский,- должно делаться во имя идеала».

Что же стало основным объектом «восторженного смеха» Гоголя? Часто говорят, что в поэме со всей беспощадностью выявлено экономическое оскудение крепостной Руси. И все же главный акцент Гоголь делает на моральном разложении личности. Стремление писателя разобраться в причинах паразитизма, показать его многоликость отразилось в системе образов, компоновке событий. Портреты помещиков даны по степени нарастания в них духовной червоточины. Галерея помещиков открывается образом Манилова, а завершается «прорехой на человечестве»- Плюшкиным.

В Манилове еще сохранились черты располагающего к себе человека. Он гостеприимен, добр. Черты лица его «не были лишены приятности», он «белокур, с голубыми глазами». Но дыхание мертвенности уже коснулось его. За «приятностью» Манилова, в которую «чересчур было передано сахару», скрывалось полное безразличие к окружающему миру и пустота. Хозяйством своим он не занимался, в «кабинете» его два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Время свое помещик проводил в праздных мечтаниях. Впрочем, было еще одно занятие, которому предавался герой в часы мечтательного вдохновения. На окнах его «кабинета» высились горки выбитой из трубки золы, «расставленные не без старания очень красивыми ряДками». С помощью таких подробностей автор раскрывает никчемность героя, лишенного характера, «задора», хотя бы самого курьезного, например желания «лихо пообедать» или «заломить угол» в карточной игре «какому-нибудь бубновому тузу».

Манилов — первая ступень человеческого омертвения, когда пустая мечтательность становится заменой полнокровной жизни. Вторая ступень — Коробочка. Она постоянно в хлопотах, трудах по домашнему хозяйству. И это выгодно отличает ее от Манилова, хозяйство которого «шло как-то само собой». Небольшой дворик Коробочки полон живности, домашний огород радует довольством, ухоженностью, да и в «мешочках», упрятанных в доме по разным комодам, было припасено немало цел-ковничков. Добротное и безобидное с виду существование! Но парадокс в том, что бережливость и размеренность ее небольшого хозяйственного мирка — качества сами по себе достойные похвалы — не делают Коробочку человечнее и лучше. Она -«дубинноголовая», потому что вся ее суета никому не приносит пользы и осуществляется ради накопительства. Трагедия ее усугубляется тем, что Коробочка не осознает бесцельности своего «хозяйствования». После продажи мертвых крестьянских душ она одет в город, чтобы узнать, какая теперь на них цена и не продешевила ли она Чичикову. Подобно Манилову, Коробочка увлечена призраком, а не самим существом жизни. В конце главы автор сопоставляет ее с аристократкой, которая, зевая за недочитанной книгой, думает не о том, «что делается в ее доме», а о том, «какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм». На первый взгляд, сравнение неожиданно. Но оно усиливает типичность образа. Здесь мы подходим к пониманию самой существенной черты дарования Гоголя — его умения показать через малоприметное, обыкновенное нечто глубинное, относящееся к психологии и поступкам многих и многих людей.



Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  2. Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» Поэма М. Гоголя «Мертвые души» — произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России,...
  3. Сочинение на тему: Особенности поэмы Гоголя «Мертвые души» Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов...
  4. Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать...
  5. Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Сочинения по литературе: Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души Н. В. Гоголь всегда считал поэму «Мертвые души», работа...
  6. Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  7. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  8. Гоголевский «смех сквозь слезы»; в поэме «Мертвые души»; Мертвые души Гоголь Н. В Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: «смех сквозь слезы». Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  9. Как я понимаю название поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности — и общества в...
  10. Вопросы и ответы по теме «Лирика А. С. Пушкина» и М. Гоголя «Мертвые души» Что такое «лирика»? Слово «лирика» происходит от греческого слова «лира», которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом...
  11. Мертвые души в поэме М. В. Гоголя Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается...
  12. В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»? Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому,...
  13. Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя «Мертвые души» В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна:...
  14. Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...
  15. Поэма Гоголя «Мертвые души»: Путешествие в царство мертвых Отыскался на Руси и отличный, непревзойденный учитель. «Идол юношей, диво воспитателей, несравненный Александр Петрович одарен был чутьем слышать природу человека....
  16. Главная работа Гоголя — большая книга «Мертвые души» Главная его работа — большая книга «Мертвые души», которую он назвал поэмой. Сюжет был подарен Пушкиным и должен был охватить...
  17. Процесс написания второго тома поэмы «Мертвые души» Полнее процесс написания второго тома «поэмы» писателя раскрывается в цикле под названием «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых...
  18. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее...
  19. Отрицательный образ Чичикова в поэме Г. Гоголя «Мертвые души» Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова «герой» обязывает. А может, причиной...
  20. Чичиков — герой своего времени. Сочинение по повести Н. Гоголя «Мертвые души» У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу...
« Материалы к уроку информатики — Протокол управления передачей (ТСР)
Социально-философское и историческое содержание романов Тургенева »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения