Структурный анализ лирического произведения «Весь день она лежала в забытьи»
Выразительное чтение — одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно — эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники восторженно декламируют, например, «Медного всадника» А. С. Пушкина и абсолютно с той же эмоциональной окраской читают «Необычайное приключение… » В. В. Маяковского. Но разве в этих двух произведениях авторами заложена одна и та же мысль? Нет.
Тогда возникает вопрос: как работать со стихотворным произведением, как прочитать его так, чтобы не только не потерять ниточки мысли автора, а, напротив, передать ее движение, ее развитие? В этом нам может помочь структурный анализ лирического произведения, который используется в работе актерских и режиссерских факультетов. Суть его заключается в последовательной построчной проработке стихотворения, а именно:
1) безынтонационно читаем текст, определяем главную тему и мысль;
2) читаем и разбиваем на части (стихотворный текст тоже подразумевает деление на составные части: вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку);
3) разбираемся, какую смысловую нагрузку несет на себе каждая часть; какую роль каждая часть играет для раскрытия главной мысли автора;
4) расставляем паузы, смысловые ударения, определяем ритмическую картину, зоны повышения и понижения интонации; 5) пробуем прочесть, учитывая проделанную работу, но все еще не интонируя; стараемся «протянуть» мысль от начала и до конца стихотворения.
Проанализируем, например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…». Это стихотворение относится к «Денисьевскому циклу» любовной лирики поэта. Здесь Тютчев рассказывает об умирающей женщине, которая была близка ему, Автор говорит о том, как много испытаний приходится человеку перенести в своей жизни и самое тяжелое из них — это потеря любимого человека. В такую минуту он просит помощи и поддержки у Бога, как у силы вечной, стоящей выше жизни и смерти.
Во вступительной части мы знакомимся с умирающей женщиной, которая весь день до начала описания лежала в забытьи: Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Несмотря на это, автор рисует печальный, но вместе с тем светлый пейзаж: Лил теплый летний дождь — его струи По листьям весело звучали. Обратим внимание на эпитеты, которые он употребляет: «теплый», «летний», а особенно выражение «весело звучали», будто автор намекает нам на то, что должно произойти что-то знаменательное. И действительно, в завязке девушка возвращается к жизни, это становится событием стихотворения: И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму… Автор пишет: «… прислушиваться к шуму…»; к какому шуму? Что за звуки слушает девушка перед смертью? Может быть, это звуки мира, которых мы не замечаем, но которые становятся богатством для человека умирающего, и он старается запомнить каждый звук и сохранить его в памяти как можно дольше? Или это похоже на прощание с миром живых?
Об этом мы можем судить из третьей части — развития. Девушка не просто слушает, она слушает заинтересованно: И долго слушала — увлечена, Погружена в сознательную думу… Не зря автор употребляет дважды эпитеты: «… в сознательную думу… » и » …Сознательно она проговорила…». Здесь поэт, идя на усиление, вероятно, хочет обратить наше внимание на то, что девушка понимает и принимает течение жизни и свою смерть как ее часть. Мы не видим в ней протеста, страха или жалости к себе, свои последние минуты жизни она посвящает признанию в любви к миру, из которого вынуждена уйти: И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила (Я был при ней, убитый, но живой): «О, как вес это я любила!
» Интересно, что переживания лирического героя в строках: «…Я был при ней убитый, но живой… » — составляют полную противоположность чувствам героини, что как нельзя лучше характеризует глубину потери человека: он жив физически, но часть его души умирает вместе с любимой. Кульминацией становится признание героини в стихе: «… О, как все это я любила! «, в котором она говорит о себе в прошедшем времени, как о ком-то уже переставшем существовать. В развязке нам становится понятно, что для лирического героя его возлюбленная была женщиной исключительной, способной любить и дарить любовь:
Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! Мы чувствуем, что лирический герой не может смириться с потерей, его переполняют чувства, с которыми он не в силах совладать один, и тогда он обращается к Богу в последней надежде облегчить свои страдания: О Господи! …и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
Теперь перед нами встает следующая задача: расставить паузы, логические ударения, отметить зоны повышения и понижения интонации, определиться с ритмической структурой стихотворения. Для облегчения работы введем небольшую систему знаковых обозначений; — безынтонационно; — повышение интонации; — понижение интонации; — логическая пауза; — смысловое ударение. Следующий этап работы заключается в выделении отдельных фрагментов текста как опорных пунктов в развитии мысли автора, например: «…Весь день она лежала в забытьи…», затем «…
И медленно опомнилась она…», потом «…И долго слушала — увлечена…», наконец, «… Сознательно она проговорила…:/»О, как все это я любила!», и в завершение — «…О Господи! …и это пережить… «. Сразу следует отметить, что знаки препинания на последнем этапе работы мы расставляем не с точки зрения грамматической структуры текста, а руководствуясь логикой мысли автора, принятой в данном контексте обсуждения.
Структурный анализ лирического произведения «Весь день она лежала в забытьи»