Сучасні підходи до розвитку творчості дитини
В музыкальной психологии к природным задаткам относятся такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, а также особое строение голосового аппарата, толщина и длина голосовых связок, особенности строения органов слуха, руки и т. д.
Музыкальные способности дифференцируются на основные и неосновные. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются:
ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; музыкально-слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии. Музыкально слуховые представления тесно связаны с развитием музыкального слуха. Понятие «музыкальный слух» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле — это прежде всего звуковысотный слух, ибо именно звуковысотность является основным носителем смысла в музыке.
В широком смысле слова — это совокупность звуковысотного, тембрового и динамического слуха. К разновидностям музыкального слуха относится мелодический слух и гармонический слух. чувство ритма — способность активного двигательного переживания в музыке — ощущение его воспроизведения.
Основные музыкальные способности определяют способности детей для конкретного вида деятельности. Современные исследователи к таковым относят чистоту певческой интонации, пластичность, изящество ритмических движений, согласованность движений при игре на музыкальных инструментах, способностях творческого воображения при восприятии музыки, способность к песенному, музыкально-игровому и танцевальному творчеству.
К неосновным музыкальным способностям могут быть причислены такие способности как: музыкальная память, исполнительские способности, творческие способности, зрительно-моторная координация, музыкальное мышление.
Для всех музыкальных способностей свойственно единство эмоционального и слухового компонентов, так как все виды музыкальной деятельности характеризуются эмоциональной окрашенностью и ориентированием в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями, проявляющимися в музыкальной деятельности , образуют музыкальную одаренность.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Современные исследования ученых экспериментально подтвердили, что, если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Обычно, говоря о наличии музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем наличие у него и музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте. Однако известны случаи, когда острое звуковое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку.
Так, Стендаль в книге «Жизнь Россини» описывает двух любителей музыки. Один из них военный экспедитор, обладал совершенным музыкальным слухом и мог называть такт за тактом ноты, издаваемые инструментом в оркестре или записать нотами арию, которую только что пропели. И в то же время этот человек проявлял фантастическое равнодушие к музыке. Если ему посылали билеты одновременно в оперу и в театр, он всегда выбирал театр. «Звуки для него только шум, — пишет Стендаль, — музыка — язык прекрасно слышимый им, но не имеющий никакого смысла.
Она не доставляет ему никакого удовольствия, кроме того, что дает упражнение его таланту определения звуков; это искусство не говорит решительно ничего его душе». В противоположность этому военному экспедитору другой меломан, некий граф, не мог пропеть четыре ноты подряд без того, чтобы не сфальшивить ужасающим образом. Но при таком фальшивом пении граф любил музыку со страстью исключительной даже в Италии.
В этих двух описаниях один персонаж имеет тонкий слух, но не обладает эмоциональной отзывчивостью на музыку, другой — при плохом музыкальном слухе безмерно любит ее. Стендаль отдает предпочтение второму герою и в этом есть глубокий смысл, так как если звуки музыки не говорят нам ничего, то внимание к ним было бы пустой тратой времени.
В музыкальной психологии, музыкальной педагогике музыкальность рассматривается как комплекс музыкальных способностей человека, формирующихся и развивающихся в процессе музыкальной деятельности.
В структуре музыкальности выделяется два ведущих компонента, тесно связанных между собой:
Эмоциональный отклик на музыку, который не исчерпывается только эмоциональным реагированием, а проявляется в более общих характеристиках личности, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, способность к творческому восприятию музыки, способность к переживанию в форме музыкальных образов, художественное восприятие мира, т. е. все то, что связанно с природными свойствами нервной организации человека. Способность эмоционально отзываться на музыку, переживать ее как выражение некоторого содержания составляет, по мнению многих исследователей, центр музыкальностей.
Слуховая сторона музыкальности заключается в действенно наглядной ориентации в звуковысотных ритмических тембровых и динамических соотношениях. Эта сторона музыкальности тесно связана с общим культурным уровнем ребенка, а также с уровнем развития его интеллектуальных функций.
Музыкальность как комплекс музыкальных способностей включает и исполнительские способности: выразительность, непосредственность, индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения, технические данные, владение исполнительскими средствами , помогающими выразить характер и содержание музыки.
Характеристика музыкальности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс как специальных музыкальных способностей , так и общие способности, проявляющиеся как в музыкальной, так и в других видах деятельности .
Результаты современных исследований музыкальных способностей свидетельствуют о том, что музыкальность свойственна всем людям. Вместе с тем психологи отмечают зависимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок. Так, обобщая исследования в этой области, ученые пришли к выводу о том, что одной из возможных природных предпосылок, благоприятствующих более успешному развитию некоторых сторон музыкальности, выступает выраженность свойства лабильности нервной системы.
Исследования Е. П. Гусевой, А. И. Медянникова и др. показали, что скоростные характеристики высшей нервной деятельности играют немаловажную роль в успешности проявлений различных компонентов музыкальности: слухового, эмоционального, двигательного и др.
Вместе с тем важнейшими факторами в развитии музыкальных способностей ребенка выступают условия музыкальной среды, в которой воспитывается ребенок, а также музыкально-слуховые впечатления раннего детства. Современные исследования по пренатальному музыкальному воздействию и последующему отслеживанию способностей музыкального развития таких детей свидетельствует о том, что пренатальное музыкальное воздействие ускоряет темпы музыкального созревания ребенка, усиливая индивидуальные различия в музыкальности детей. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 84-86%, а не музыкального — 1-2%.
Существует точка зрения, согласно которой именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительности готовность ребенка к музыкальному развитию. Учеными выделены определенные сензитивные методы в развитии и музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции интеллекта. Согласно этим исследованиям, общая длительность периода музыкальной сензитивности ребенка составляет примерно от 2-2,5 до 11-13 лет.
Начало его связывают с ранними стадиями периода формирования речевой функции, окончание же совпадает с окостенением кисти и формированием психомоторной регуляции.
Важным фактором развития музыкальных способностей ребенка выступает и интенсивность обучения музыке, сказывающаяся не только на музыкальном, но и общем уровне развития ребенка. Под влиянием обучения музыке Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными лучше координированными, свободно владеющими речью. При этом, как показали исследования, при усовершенствовании методов воспитания и обучения «пределы» развития способностей заметно повышаются.
Общепринятым в педагогике и психологии является положение о том, что музыкальность как комплекс общих специальных способностей развивается в процессе соответствующей деятельности. По мнению Теплова Б. М. — «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способности не развивающиеся, не воспитуемые, не подлежащие упражнению — это сочетание слов, лишенной смысла».
Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения .
Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивостью на музыку, являются движения . Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, Смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков .
Оно может быть развито прежде всего в процессе восприятии музыки . Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и к друг другу, контролируют слухом правильность интонации. Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху.
Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.
Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки — также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.
Итак, в каждом виде музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных видов музыкальных способностей , развиваются и другие. В процессе музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизаций .
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Сучасні підходи до розвитку творчості дитини