• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Судьба Дон Гуана

 

Судьба Дон Гуана

Неизбежность возмездия подготавливалась всеми поступками Дон Гуана. Судьба Дон Гуана действительно трагична. Но трагизм его судьбы не делал “Каменного гостя” трагедией. Торжествовавшие в обществе принципы буржуазных отношений уничтожили трагическое как эстетическую категорию. Пушкин был убежден, что победа эгоизма с его своеволием и ненавистью к людям не была неизбежным роком, не являлась предначертанием свыше, что во власти человека противостоять и социальным законам нового мира и его философии. Эта вера и предопределила изображение поведения Дон Гуана в финальной сцене. Он уходит от Доны Анны счастливый, награжденный поцелуем и обещанием нового свидания, со словами: “Прощай же, до свиданья, друг мой Милый”. И вдруг – “вбегает опять”, с возгласом “А!..” Ремарка и возглас передают необычное для Дон Гуана смятение чувств. Входит статуя Командора, и мы понимаем причину бегства Дон Гуана и его тревогу – он охвачен страхом. Сердечный стон выдает это: “О боже! Дона Анна!” Командор уточняет то, что мы уже угадали: “Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуанн”.

В первый и последний раз в своей жизни Дон Гуан испытал страх. Страх этот компрометирует бесстрашного, дерзкого, никогда не думавшего о смерти рыцаря и дуэлянта. Дон Гуан становится обыкновенным человеком, которому доступны обыкновенные чувства – и страх при виде грозного Командора, и отчаяние от мысли, что навсегда теряет любимую женщину, и желание не дерзить и не бравировать своей смелостью, а просить разгневанного и оскорбленного им мужа. Просветление, вспышкой молнии озарившее Дон Гуана в момент гибели, и было высшим наказанием:

.. .о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти – пусти мне руку… Я гибну – кончено – о Дона Анна!

В этом гениально лаконичном последнем возгласе Дон Гуана: “Я гибну – кончено – о Дона Анна!” – “воплощено все громадное содержание финала “Каменного гостя”. Это возглас страдающего человека. Страдание на один миг подняло Дон Гуана к высотам иной жизни, раскрывая ложность тех идеалов, которым он самозабвенно служил.

Раскрытие трагизма философии индивидуализма обусловило постановку нравственных проблем. В эпоху Пушкина личность, отстаивавшая свою независимость, свободу и автономность во враждебном ей обществе, оказывалась в конфликте с политическими, нравственными, общежитейскими законами этого общества. Конфликт приводил к индивидуалистическому бунту против этих законов, который проявлялся в яростном их нарушении, в поругании всего, что противоречило свободе личности. Преступать через эти законы стало нормой для романтического героя. Отсюда слитность понятий – преступник и герой. Пушкин это знал не только по литературе, но и по своему опыту. В пору увлечения романтизмом, на юге, в соответствии с этими нормами он писал в стихотворении “Дочери Карагеорги”:

Чудесный твой отец, преступник и герой, И ужаса людей, и славы был достоин.

Мятеж романтического героя против общества, где торжествует “неволя”, где

“любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей”

Но индивидуализм порождал своеволие. Пушкин это понимал и уже в середине 1820-х годов показал в “Цыганах”, как своеволие (высшая степень эгоизма) Алеко неизбежно привело его к преступлению, которому нет оправдания.

Поступок Алеко аморален, как аморальны все преступления романтических героев. Логика индивидуалистического бунта во имя своей абсолютной свободы неумолимо заставляла человека не только нарушать законы враждебного ему общества, но и преступать через законы человечности. Индивидуализм в своем конечном проявлении антигуманен.

Раскрывая драму Дон Гуана, Пушкин выдвигал проблему нравственной ответственности личности. Этим пафосом пронизаны все драматические сцепы поэта. Именно Пушкиным начата традиция рассмотрения, познания и объяснения человека через призму его личной нравственной ответственности. Это пушкинское начало восторжествует в русской литературе, получит развитие у Лермонтова, Некрасова, Глеба Успенского, с одной стороны, у Толстого, Достоевского, Чехова – с другой.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Судьба Дон Гуана

Другие сочинения по теме:

  1. Судьба человеческая, судьба народная в поэме “Борис Годунов” Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. “Что развивается в трагедии? Какова...
  2. Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека “Повести Белкина” дневник провинциальной России. Здесь и “мученик четырнадцатого класса” коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный...
  3. “Судьба человеческая, судьба народная” в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Эпоха Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.) привлекала внимание русских драматургов как исключительно драматический, переломный этап отечественной истории....
  4. Образ и судьба Моцарта в трагедии Пушкина Трагична судьба Моцарта, гения, вынужденного творить в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые...
  5. Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка” “Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба...
  6. Краткое содержание трагедии Пушкина “Каменный гость” У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти...
  7. Как должна была фактически завершиться судьба Мелехова Казалось бы, в Новороссийске и должна была фактически завершиться судьба Мелехова, наконец вступившего на твердый берег, получившего возможность “замолить грехи”...
  8. Судьба русского солдата в поэзии Ю. В. Друниной Ю. В. Друнина (1924 – 1991) также начала свой творческий путь как поэт-фронтовик, назвав свой первый сборник стихов “В солдатской...
  9. Поступок и судьба Дуни (“Станционный смотритель”) Сложно и драматично сложилась судьба Дуни (“Станционный смотритель”). Она тоже совершает побег. Этот поступок сразу поднимает в наших глазах “разумную”,...
  10. Судьба молодого поколения, на примере образа Татьяны Лариной Вот ее первое появление в новом для читателя облике знатной дамы на петербургском балу: через тесный ряд аристократов “к хозяйке...
  11. Судьба и Высшая Реальность в рассказе Пушкина “Метель” В этой повести, как ни в какой другой, мы наблюдаем воспитание героя жизнью. Здесь почти каждый, пройдя через жизненные испытания,...
  12. Урок. Грибоедов: личность и судьба драматурга Урок о личности и судьбе А. С. Грибоедова можно начать с чтения отрывка из очерка А. С. Пушкина “Путешествие в...
  13. Краткое содержание романа Гроссмана “Жизнь и судьба” Старый коммунист Михаил Мостовской, взятый в плен на окраине Сталинграда, привезен в концлагерь в Западной Германии. Он засыпает под молитву...
  14. “Слово о полке Игоревом” – историческая судьба Русской земли В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие народу. В них выраженные самые заветные человеческие ожидания, особенности...
  15. Никто не любит войну – По рассказу “Судьба человека” “Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при...
  16. Жизнь и судьба Бориса Пастернака Слишком красный для белых, слишком белый для красных. Эти слова очень точно подходят к Б. Пастернаку, хотя и были сказаны...
  17. Человеческая и поэтическая судьба Мачадо Никак нельзя согласиться с мнением некоторых западноевропейских исследователей, объявлявших об упадке поэтического таланта Мачадо в 20-е годы. Поэт никогда не...
  18. “Маленький человек” и его судьба в повести “Шинель” Тема “маленького человека” – одна из постоянных в русской литературе. Ее гуманистическое толкование своими корнями достигает Пушкина. Его герои –...
  19. Судьба героя и страны в повести “Зубр” Зубр оставил нам не только урок более правильного понимания прошлой эпохи. Он оставил нам урок на будущее – урок недопустимости...
  20. Анализ рассказа “Судьба человека” В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов...
« Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения
Понимании дружбы на примере поэзии “И. И. Пущину”, “Во глубине сибирских руд” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения