• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Судьба сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко

 

Судьба сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко

Борис Гринченко принадлежит к тем деятелям культуры, которые возносили роль образования. Находясь в жестоких условиях действительности XIX века, он на мизерные средства издавал книжки для народного чтения. Сдав экзамен на народного учителя, некоторое время преподавал в селах Харьковщины. Но действительность безжалостно топтала все его порывы: одни школы земство закрывало, потому что они были непригодны для занятий, из других его увольняли из-за доносов. В темноте угнетаемой жизни хорошее слово пугало прислужников власти. Поэтому и не смог Гринченко работать учителем.

Когда мы читаем рассказ писателя о сельской школе, то убеждаемся, что власть не была заинтересована дать народу образование. В рассказе “Экзамен” писатель показал, как жизнь школы часто зависела от того, какими глазами посмотрит на все проверяющий. В Тополевскую школу должен приехать на экзамен член школьного совета. Обтрепанная старая школа готовится к встрече гостя: сторож отремонтировал парты, позамазывал ямки на полу, учитель зашпаклевал стены. Старшие дети зубрили науку, а младшие перепуганно ожидали господина проверяющего. И вот с большим опозданием он приехал. Перед учителем и школьниками появился человек, который сам не владел правилами правописания, но пытался учить других. Автор сатирически изображает ограниченность проверяющего, который обвиняет учителя в бездеятельности после того, как кто-то из детей не смог решить задачу. Член школьного совета – безграмотный человек, далекий от образования. Из содержания этого рассказа выплывает, что учитель не только не имел помощи от власти, а наоборот – ему мешали.

В рассказе “Украла” показана роль учителя в формировании детского сознания. Девушка Александра украла хлеб у своей подруги Приски. Дети безжалостно осуждают этот поступок. Учитель помог детям понять, что Александра не воровка – а жертва голода. Кража – это отчаяние голодного человека. Дети правильно поняли учителя, стали внимательнее друг к другу. Автор показал нам, что детям нужен такой учитель, как Василий Митрович. Это советчик, наставник и друг детей. Но не такие учителя нужны были власти, которая держалась на эксплуатации, унижении человека. Борис Гринченко разоблачил суть политики, которая сводилась к обману трудящихся. Вот почему учителю, в таких условиях трудно было зажигать огонь знаний. И часто он сам становился жертвой унижения, недоверия, бесправности.

Борис Гринченко начал свою творческую деятельность в те времена, когда сознательных культурных украинских сил было очень мало. Писателя называли “настоящим апостолом украинского национализма”, “голосом совести украинства”, который очень выделялся своим “болезненно заостренным чувством национальной и социальной есправедливости”. Так писали о Гринченко выдающиеся культурные деятели уже после его смерти. А при жизни его очень часто критиковали. Единственное, что не вызывало сомнений и критики – это его этнографическая деятельность. Борис Гринченко вырос в зомосковленой семье, в которой по-украински не только не разговаривали, а еще и относились враждебно ко всему мужичьему. Писатель вспоминал, что лишь на 14-м году жизни “Кобзарь” Тараса Шевченко сделал из него “украинского национала”. И с этого времени юноша начинает записывать все украинское, что слышит вокруг себя: песни, сказки, легенды, переводы, поговорки и даже отдельные слова. К каждой записи он не ленился добавлять, от кого услышал украинское слово, в каких условиях это происходило.

Семнадцатилетнего Гринченко за распространение нелегальной литературы арестовали, а затем ему было запрещено продолжать учебу. Позже он приложил огромные усилия, чтобы получить должность учителя земской школы, и в течение многих лет учительствовал в селах Харьковщины и Екатеринославщины. Но где бы он не был, писатель пытался вырваться из иноязычного окружения. Он селился там, где можно было “словом своим родным перемолвиться…родную песню услышать”. Молодой учитель искал оригинальные образцы устного народного творчества, пересматривал и систематизировал записанное. Собирая фольклор, он неутомимо учится живому языку, всегда удивлялся многокрасочности родного слова. Во время записывания песен Гринченко обращает внимание на то, что в разных селах существуют разные варианты одной песни, отмечает особенности того или иного варианта, рассуждает над причинами возникновения этого интересного явления. Работая как фольклорист, Борис Гринченко все больше убеждается в том, что часть людей живет в родном крае, как чужие, потому что не знает ни языка, ни культуры, ни чувств собственного народа.

Причину такого отчуждения он видел, в первую очередь, в том, что общество недооценивает значение родного языка для образования, в том, что украинцы не могут прочитать украинскую книжку. Борис Гринченко стал составлять сборники произведений старых и новых авторов, записывал тексты печатными буквами. Но главнее всего, что делал учитель, – это его домашние задания ученикам. Он просил их записывать народное творчество своей местности. Не удивительно, что много его учеников стали активными собирателями устной словесности. Гринченко лишь учил их, что “каждую пьесу (поговорки и другую мелкоту) нужно писать на отдельной карточке (четверти листа) или хотя и на нескольких карточках, но так, чтобы каждая вещь была врознь”. Писатель советовал, чтобы собиратели придерживались подлинности народных высказываний при записывании прозы. “А то иногда заметно у Вас литературную поступь в языке, словно выправки поделано. Как говорят, так и записывайте”, – поучал фольклорист начинающих. Все, что собрал сам, что записали и отправили ему другие, Борис Гринченко упорядочил и издал. Но материала собралось столько, что писатель спешил делать все, что от него зависело, чтобы успеть воспользоваться благоприятными обстоятельствами и как можно скорее выдать новые тома фольклора.

Фундаментальное четырехтомное собрание Гринченко поражает объемом собранного материала, научной классификацией и систематизацией. “Этнографические материалы…” объединяли разнообразные жанры фольклорной прозы – мифологические рассказы, легенды, переводы, сказки, анекдоты, приметы, поверья, поговорки и загадки. Появление книг вызывало восторженные отзывы многих любителей украинства. Борис Гринченко никогда не забывал о своем первом увлечении – о фольклоре. Он издал несколько сборников народной прозы и лирики, в предисловиях к которым выразил много ценных мнений о непрерывности устного народного творчества, отрицает пессимистическую теорию о ее постепенной гибели. Гринченко доказывал, что фольклор может изменяться, как изменяется жизнь, может приобретать новые формы, но он никогда не погибнет, пока будет жить народ и его язык.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Судьба сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко

Другие сочинения по теме:

  1. Творческое наследие Бориса Гринченко К творческому наследию писателя принадлежат пять повестей, несколько драматических произведений, почти пятьдесят рассказов, один том поэзий и большое количество публицистических,...
  2. Биография и творческий путь Б. Гринченко (материал для сочинения) Гринченко Борис Дмитриевич (псевдонимы – Василий Чайченко, П. Дежурный, Б. Ольховский и др.). Родился 9 декабря 1863 года на хуторе...
  3. Борис Гринченко: поэт, прозаик, драматург Борис Гринченко – выдающийся поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, языковед, фольклорист и этнограф, педагог, публицист, организатор издательского дела, библиограф,...
  4. Жизнь и судьба Бориса Пастернака Слишком красный для белых, слишком белый для красных. Эти слова очень точно подходят к Б. Пастернаку, хотя и были сказаны...
  5. Борис Дмитриевич Гринченко (09.11.1863 – 06.05.1910) Сообщение № 1. Семья Б. Гринченко, детство художника. Родился Б. Гринченко в дворянской семье на хуторе Ольховый Овраг Харьковского уезда....
  6. Идея жизни и творчества, в произведениях Бориса Пастернака Искусство возникает среди будничности – эту истину Борис Пастернак запомнил еще из детства: ему посчастливилось появиться на мир в семье...
  7. Талант Гринченко в рассказе “Каторжная” Главным увлечением Гринченко остается творчество. Художник пробует свои силы в разных жанрах: пишет дилогию “Среди темной ночи” и “Под тихими...
  8. Мое отношение к героине рассказа Б. Гринченко “Украла” Б. Гринченко родился на хуторе Ольховый Овраг Харьковской губернии. Учился в одном из харьковских училищ, откуда был исключен за распространение...
  9. Сочинение про учителя Сочинение про учителя – это сочинение публицистического стиля о роли учителя в жизни общества. Автор сочинения про учителя подчеркивает, что...
  10. Судьба “утраченного поколения” в произведениях Ремарка Ремарк был солдатом и свои фронтовые переживания перенес в литературное творчество. 1929 года роман “На Западном фронте без перемен” принес...
  11. Сочинение размышление о профессии учителя Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя...
  12. Судьба русской женщины в произведениях Некрасова Судьба русской женщины в произведениях Некрасова Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм...
  13. “Судьба человеческая, судьба народная” в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Эпоха Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.) привлекала внимание русских драматургов как исключительно драматический, переломный этап отечественной истории....
  14. Требования к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника Опыт столетий, появление педагогических профессиограмм с обобщением современных требований общества к деятельности учителя направляют его работу по четкой системе, которая...
  15. Личность Бориса Годунова и описании Толстого Главным героем всей “драматической поэмы” и, соответственно, важнейшим для Толстого историческим персонажем конца XVI – начала XVII века оказался Борис...
  16. Мина-информация об А. Крымском (материал для учителя) Агатангел Ефимович Крымский (15(3) января 1871 г.- 25 января 1942 г.) Имя А. Крымского – многогранного ученого-филолога, оригинального писателя и...
  17. Музыка переплеталась у меня с литературой (творчество Бориса Пастернака) Однажды высокий худой школьник возвращался из гимназии. Изобиловала весна. Цвели яблони, вишни, и все было покрыто белыми облачками цветущих крон...
  18. Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека “Повести Белкина” дневник провинциальной России. Здесь и “мученик четырнадцатого класса” коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный...
  19. Сюжетная линия “Господин Журден и его учителя” Чаще за все во время изучения комедии на эту сюжетную линию не обращают соответствующего внимания. Тем не менее, как оказывается,...
  20. Биографический очерк об А. Крымском. Материал для учителя Имя А. Ю. Крымского – многогранного ученого-филолога, оригинального писателя и переводчика, передового общественного деятеля, пылкого патриота Родины – широко известно...
« Самшитовый храм Милорада Павича
Писатели “религиозно-философского” движения 1900-1910 годов »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения