Судьба Художника в тоталитарном государстве
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать культовым романом, отражающим проблемы и вопросы, волнующие миллионы людей во всем мире. Одним из главных вопросов «Мастера и Маргариты» является проблема судьбы Художника в этом мире. В романе Булгакова он получает актуальную трактовку — судьба Художника в тоталитарном государстве.
Писатель рисует современную ему Москву 30-ых годов 20 века. В представлении Булгакова это ад, рассадник зла, где царят низменные страсти и процветают бездарности и приспособленцы. Но особенно мрачную картину являет литературный мир Москвы, своеобразной моделью которого в романе становится МАССОЛИТ — одна из крупнейших московских литературных ассоциаций. Мы видим, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой «творческой» организации не занимается своим непосредственным делом — литературой. Но зато все они с успехом решают в МАССОЛИТе свои насущные проблемы — квартирные, дачные, продовольственные и прочие.
Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин и другие твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе: не то, что думаешь, а то, что положено. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, эти люди формируют литературную атмосферу 30-х годов. И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его и судьба его произведения оказывается предопределенной. Конфликт Мастера и МАССОЛИТа — конфликт двух концепций литературного творчества — в тоталитарном обществе оказывается легко разрешимым. Мастер попадает в психиатрическую клинику с нервным срывом, он больше не хочет жить, поскольку не выносит «насилия, плохих стихов и социального заказа».
Этого героя лишили главного для художника — свободы творчества. Именно так — трагически, говорит Булгаков, складывалась судьба истинных художников в тоталитарном обществе, где ценился не талант и внутренняя свобода, а следование общим законам, серость и заурядность.
Судьба Художника в тоталитарном государстве