Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса
В историях Оливера Твиста и Николаса Никлби отображена судьба многих обездоленных. И тому, и другому приходится много пережить, столкнуться со злом и несправедливостью, но добро побеждает, и все конфликты разрешаются счастливо. В ранних романах Диккенса добро торжествует над злом. Писатель апеллировал к совести и добрым чувствам читателей, комическая стихия его романов сливается с решением проблем, которые глубоко волновали его современников. Среди этих проблем на первом плане — положение бедняков, состояние школьного образования, судьба ребенка в современном обществе. Этому и посвящены «Оливер Твист» и «Николас Никлби». Маленький Оливер Твист и юный Николас Никлби познают голод, одиночество, боль неуважения.
Но они — не наблюдатели жизни, а ее участники, не только свидетели существующей несправедливости, а ее жертвы, которые смогли, тем не менее, выстоять, сохранив свое человеческое достоинство. Правда, как это и бывает у Диккенса, судьбу его героев изменяет счастливый случай, встреча с добрыми людьми, которые окружают их заботой и вниманием. Но прежде чем это случилось, они много пережили. Диккенс провел своих героев через логова бедности, познакомил с жизнью воров и преступников, рассказал о жестоких и диких обычаях, которые процветают в частных школах, о страдании сирот в рабочих домах. Диккенс выступил защитником обездоленных, не ограничиваясь только жалостью. В
Обычных людях он видит не только объект сочувствия, их моральные принципы и качества он противопоставляет лицемерию богатых вельмож. Тема одиночества маленького беззащитного существа в жестоком мире, начиная с «Оливера Твиста», займет важное место в творчестве Диккенса, который умел с большой проникновенной силой рассказать о страдании ребенка. Страдает несчастный Оливер, умирает крошечка Нел, гибнет Поль Домби («Домби и сын»), до последней капли отчаяния доведен Смайк («Николас Никлби»).
В «Предисловии к Оливеру Твисту», написанном через три года после первого издания романа, Диккенс подчеркивал, что его главная задача — показать «жестокую правду», изобразить мир воров и преступников без прикрас. И он остается верным своей программе, он верный жизненной правде в описаниях лондонской трущобы. Среди своих предшественников, традиции которых он продолжает, Диккенс называет романиста XVIII ст. Г. Филдинга и английского художника Хогарта. На полотнах и гравюрах Хогарта, как писал Диккенс, «будет вечно отображаться и столетие, в котором он жил, и человеческая природа всех времен». Новым и важным периодом в творчестве Диккенса стали 40-е годы. Это был период подъема чартистского движения в Англии.
Диккенс посетил много американских городов — Нью-Йорк, Бостон, Филадельфию, Вашингтон, Балтимор, Ричмонд и др., проехал южными и западными штатами, побывал возле Ниагарского водопада. Пять с половиной месяцев продолжалось его путешествие, и он много смог понять и увидеть. Диккенс был возмущен узаконенным на юге страны рабством негров, продажностью печати и т. п. Об этом он написал по возвращении в Англию в «Американских заметках». Пребывание в Америке Диккенс хотел использовать и для защиты своих авторских прав, поскольку его произведения, как, впрочем, и книги других английских писателей, издавались за океаном без договоренности с авторами и без денежной компенсации. В марте 1842 г. Диккенс подал в Сенат петицию об авторском праве. Но все это отнюдь не мешало Диккенсу восхищаться красотой природы Америки и, самое главное, самими американцами — энергичными, сердечными, гостеприимными и вместе с тем практичными и деловыми. Диккенс наладил дружеские отношения с Ирвингом и Лонгфелло.
Его интересовала творчество Э. По, а позднее он высоко оценил роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», заметив, что острота темы этой книги объединяется с художественными ценностями. В буревые 40-е годы Диккенса глубоко волновал процесс усовершенствования общества. Как свою социальную программу, как призыв, адресованный и богатым, и бедным к их братскому единению, рассматривал Диккенс созданные им в 40-х годах «Рождественские рассказы» («Рождественская песня в прозе», «Сверчку место за печкой»). Эти произведения (особенно «Рождественская песня в прозе») получили громкую славу в Англии.
В «Рождественских рассказах» Диккенс объединяет реальность со сказкой, правду с выдумкой, фантастическое и будничное, замечательный образ скряги Скруджа («Рождественская песня в прозе»), который перевоплощается в доброго и чуткого старичка. Скрудж, который был воплощением эгоизма, бездушности и жестокости, который пренебрегал бедняками и думал лишь о своем обогащении, превращается под влиянием духов прошлого, настоящего и грядущего, которые посетили его в Рождественскую ночь, в добросердечного дядечку, который отправляется на Сочельник в дом к своему племяннику.
Он приносит радость другим и сам становится счастливым. В самом деле сказочный конец! И вместе с тем образ Скруджа, мотив «душевного холода», «каменного сердца» опережают темы и образы романов «Домби и сын», «Трудные времена». В «Звонах» ставится вопрос о положении народа и осуждается мальтузианство. В рассказе «Сверчку место за печкой» поэтизируется тепло семейного очага, чуткость любящего сердца. В 40-х годах создан один из наиболее значительных романов Диккенса — «Домби и сын». Работа над ним началась в Англии летом 1846 года, продолжалась в Швейцарии и Франции, а закончилась в апреле 1848 г. в Англии.
В романе «Домби и сын» (полное название — «Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт») речь идет о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и о том, как ушла из дома гордая красавица Эдит. Но это не «семейный роман».
На его страницах возникает сама Англия, представленная большим количеством персонажей, характеров, разнообразием разногласий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби раскрываются связи и взаимоотношения людей в современном писателю обществе. Если свои предыдущие романы Диккенс выстраивал как ряд эпизодов, которые поочередно сменяют друг друга, то в «Домби и сыне» все направлено к единому центру. Таким центром романа становится фигура Домби, особенности характера и интересы фирмы которого влияют на судьбы других людей. Он и сам сначала ощущает себя центром Вселенной. «Земля была создана для Домби и сына… Реки и моря были созданы для плавания их кораблей… звезды и планеты двигались своими орбитами, чтобы сохранить незыблемой систему, в центре которой были они».
Морально-эстетичный идеал Диккенса связан с людьми, которые противостоят миру Домби. Это кочегар Тудл, его жена мисис Тудл, капитан Катл, юный Волтер Гей, горничная Сьюзен Ниппер, Сол Джилс, смешной и милый мистер Тутс. Среди этих людей Флоренс, которая покинула родительский дом, находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или сдерживает в себе его порывание, противостоят Флоренс и ее окружению. Мир Домби противопоставлен миру обычных людей. Моральный идеал в романе объединяет в себе черты социального и эстетичного идеала писателя. В романе «Домби и сын» высказана мысль о антигуманном характере «механической» цивилизации: это воплощено в зловещем образе железнодорожного пути и поезда, который несется по нему, неся смерть.
Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса