• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса

 

Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса

В историях Оливера Твиста и Николаса Никлби отображена судьба многих обездоленных. И тому, и другому приходится много пережить, столкнуться со злом и несправедливостью, но добро побеждает, и все конфликты разрешаются счастливо. В ранних романах Диккенса добро торжествует над злом. Писатель апеллировал к совести и добрым чувствам читателей, комическая стихия его романов сливается с решением проблем, которые глубоко волновали его современников. Среди этих проблем на первом плане — положение бедняков, состояние школьного образования, судьба ребенка в современном обществе. Этому и посвящены «Оливер Твист» и «Николас Никлби». Маленький Оливер Твист и юный Николас Никлби познают голод, одиночество, боль неуважения.

Но они — не наблюдатели жизни, а ее участники, не только свидетели существующей несправедливости, а ее жертвы, которые смогли, тем не менее, выстоять, сохранив свое человеческое достоинство. Правда, как это и бывает у Диккенса, судьбу его героев изменяет счастливый случай, встреча с добрыми людьми, которые окружают их заботой и вниманием. Но прежде чем это случилось, они много пережили. Диккенс провел своих героев через логова бедности, познакомил с жизнью воров и преступников, рассказал о жестоких и диких обычаях, которые процветают в частных школах, о страдании сирот в рабочих домах. Диккенс выступил защитником обездоленных, не ограничиваясь только жалостью. В

Обычных людях он видит не только объект сочувствия, их моральные принципы и качества он противопоставляет лицемерию богатых вельмож. Тема одиночества маленького беззащитного существа в жестоком мире, начиная с «Оливера Твиста», займет важное место в творчестве Диккенса, который умел с большой проникновенной силой рассказать о страдании ребенка. Страдает несчастный Оливер, умирает крошечка Нел, гибнет Поль Домби («Домби и сын»), до последней капли отчаяния доведен Смайк («Николас Никлби»).

В «Предисловии к Оливеру Твисту», написанном через три года после первого издания романа, Диккенс подчеркивал, что его главная задача — показать «жестокую правду», изобразить мир воров и преступников без прикрас. И он остается верным своей программе, он верный жизненной правде в описаниях лондонской трущобы. Среди своих предшественников, традиции которых он продолжает, Диккенс называет романиста XVIII ст. Г. Филдинга и английского художника Хогарта. На полотнах и гравюрах Хогарта, как писал Диккенс, «будет вечно отображаться и столетие, в котором он жил, и человеческая природа всех времен». Новым и важным периодом в творчестве Диккенса стали 40-е годы. Это был период подъема чартистского движения в Англии.

Диккенс посетил много американских городов — Нью-Йорк, Бостон, Филадельфию, Вашингтон, Балтимор, Ричмонд и др., проехал южными и западными штатами, побывал возле Ниагарского водопада. Пять с половиной месяцев продолжалось его путешествие, и он много смог понять и увидеть. Диккенс был возмущен узаконенным на юге страны рабством негров, продажностью печати и т. п. Об этом он написал по возвращении в Англию в «Американских заметках». Пребывание в Америке Диккенс хотел использовать и для защиты своих авторских прав, поскольку его произведения, как, впрочем, и книги других английских писателей, издавались за океаном без договоренности с авторами и без денежной компенсации. В марте 1842 г. Диккенс подал в Сенат петицию об авторском праве. Но все это отнюдь не мешало Диккенсу восхищаться красотой природы Америки и, самое главное, самими американцами — энергичными, сердечными, гостеприимными и вместе с тем практичными и деловыми. Диккенс наладил дружеские отношения с Ирвингом и Лонгфелло.

Его интересовала творчество Э. По, а позднее он высоко оценил роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», заметив, что острота темы этой книги объединяется с художественными ценностями. В буревые 40-е годы Диккенса глубоко волновал процесс усовершенствования общества. Как свою социальную программу, как призыв, адресованный и богатым, и бедным к их братскому единению, рассматривал Диккенс созданные им в 40-х годах «Рождественские рассказы» («Рождественская песня в прозе», «Сверчку место за печкой»). Эти произведения (особенно «Рождественская песня в прозе») получили громкую славу в Англии.

В «Рождественских рассказах» Диккенс объединяет реальность со сказкой, правду с выдумкой, фантастическое и будничное, замечательный образ скряги Скруджа («Рождественская песня в прозе»), который перевоплощается в доброго и чуткого старичка. Скрудж, который был воплощением эгоизма, бездушности и жестокости, который пренебрегал бедняками и думал лишь о своем обогащении, превращается под влиянием духов прошлого, настоящего и грядущего, которые посетили его в Рождественскую ночь, в добросердечного дядечку, который отправляется на Сочельник в дом к своему племяннику.

Он приносит радость другим и сам становится счастливым. В самом деле сказочный конец! И вместе с тем образ Скруджа, мотив «душевного холода», «каменного сердца» опережают темы и образы романов «Домби и сын», «Трудные времена». В «Звонах» ставится вопрос о положении народа и осуждается мальтузианство. В рассказе «Сверчку место за печкой» поэтизируется тепло семейного очага, чуткость любящего сердца. В 40-х годах создан один из наиболее значительных романов Диккенса — «Домби и сын». Работа над ним началась в Англии летом 1846 года, продолжалась в Швейцарии и Франции, а закончилась в апреле 1848 г. в Англии.

В романе «Домби и сын» (полное название — «Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт») речь идет о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и о том, как ушла из дома гордая красавица Эдит. Но это не «семейный роман».

На его страницах возникает сама Англия, представленная большим количеством персонажей, характеров, разнообразием разногласий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби раскрываются связи и взаимоотношения людей в современном писателю обществе. Если свои предыдущие романы Диккенс выстраивал как ряд эпизодов, которые поочередно сменяют друг друга, то в «Домби и сыне» все направлено к единому центру. Таким центром романа становится фигура Домби, особенности характера и интересы фирмы которого влияют на судьбы других людей. Он и сам сначала ощущает себя центром Вселенной. «Земля была создана для Домби и сына… Реки и моря были созданы для плавания их кораблей… звезды и планеты двигались своими орбитами, чтобы сохранить незыблемой систему, в центре которой были они».

Морально-эстетичный идеал Диккенса связан с людьми, которые противостоят миру Домби. Это кочегар Тудл, его жена мисис Тудл, капитан Катл, юный Волтер Гей, горничная Сьюзен Ниппер, Сол Джилс, смешной и милый мистер Тутс. Среди этих людей Флоренс, которая покинула родительский дом, находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или сдерживает в себе его порывание, противостоят Флоренс и ее окружению. Мир Домби противопоставлен миру обычных людей. Моральный идеал в романе объединяет в себе черты социального и эстетичного идеала писателя. В романе «Домби и сын» высказана мысль о антигуманном характере «механической» цивилизации: это воплощено в зловещем образе железнодорожного пути и поезда, который несется по нему, неся смерть.



Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса

Другие сочинения по теме:

  1. Что привлекает читателя в романах Чарльза Диккенса Проходят года и столетия, уходят в небытие поколения людей, изменяются их обычаи, верования и взгляды, а великие художественные достояния остаются,...
  2. Образец сочинения по литературе — За что мы любим романы Диккенса? «Просейте мировую прозу, останется Диккенс», — писал Лев Толстой. Не только Толстой, но и много его современников считали Диккенса великим...
  3. Тема семьи и воспитания в романе Ч. Диккенса «Домби и сын» Тема воспитания есть одной из ведущих тем английской литературы. И в творчестве Диккенса она одна из главных, так вот не...
  4. Настоящие ценности героев романа Ч. Диккенса «Домби и сын» Роман «Домби и сын» удостоверил творческую зрелость Чарльза Диккенса. В этом произвежении широко отображенное английское общество того времени. Что же...
  5. Первые выпуски «Домби и сына» Диккенса Роман с самого начала имел потрясающий успех; книга расходилась огромными тиражами. В сущности говоря, только после «Домби и сына» Диккенс...
  6. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой за жизнь, как Чарльз Диккенс. Признание...
  7. Единый завершенный мир — Мир Чарльза Диккенса Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в мелкобуржуазной семье в небольшом домике на одной из расположенных террасами улиц Портсмута...
  8. Воплощение в образах детей Кураж трагической судьбы человечества в условиях войны Завязка действия — мысль о войне. Еще до того как действие начинается, мы слышим диалог вербовщика с фельдфебелем. И последний...
  9. Образ Дэвида Копперфилда в одноименном романе Диккенса «Дэвид Копперфилд» прекрасно выполнен и в том отношении, что воспоминания о прошлом служат герою одновременно уроком жизни. Распутывая прошлое, он...
  10. Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не получил такой славы при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание...
  11. Семья и юность Чарльза Диккенса Отец Чарльза Джон Диккенс служил чиновником в финансовом управлении морского ведомства. Когда у него родился сын, ему было двадцать шесть...
  12. Смех Диккенса могущественная сила Могущественная сила творческого воображения писателя соединилась в романе с художественным анализом жизни общества, романтический полет фантазии слился с могущественной силой...
  13. Сцены из английской жизни в творчестве Диккенса Сочинение по роману «Посмертные записки Пиквикского клуба». Воспоминания о «жестокой сердцем маленькой женщине» вдохновят его на создание образов героинь «Дэвида...
  14. Творчество Диккенса эпоха в развитии литературы Англии Творчество Диккенса — целая эпоха в развитии национальной культуры Англии. Как романист, он известен во всем мире. Диккенс родился в...
  15. Жизнь и творчество: писатель-реалист Диккенс Чарльз Английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой прозы XIX столетия. Честертон отмечал, что Диккенс имел два больших таланта — умение писать смешное...
  16. «Очерки Боза»: ранние повести Диккенса «Улицы, улицы, улицы…» Бегут по ним маленькие рассыльные в больших цилиндрах, с тоской поглядывая на черствые пирожки в булочной; мчатся...
  17. Какое место занимает этот роман «Тяжелые времена» в творчестве Диккенса? Стремительный успех романа все же не сделал его любимым чтением широкой публики. Однако у него были горячие поклонники из числа...
  18. Творчество Диккенса во Франции В последующие годы Франция станет для Диккенса поистине отдушиной, и, вероятно, первое продолжительное пребывание в Париже — самый удобный момент,...
  19. Перечень планов и ответы на тему творчества Бальзака, Флобера, Диккенса Черты реалистической повести в произведении Бальзака «Гобсек». Вопрос — Идея написания «Гобсека». По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти...
  20. Книга известного английского прозаика Энгуса Уилсона «Мир Чарльза Диккенса» Отличие этой работы от всех других, выпущенных за последнее десятилетие, не только в том, что она сочетает в себе глубоко...
« Дискурс психоанализа в современном литературоведении
Краткое содержание книги Коллинза «Больше, чем бизнес» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения