Свет творчества А. А. Ахматовой
Сегодня каждый культурный человек называет это имя с большим уважением. Но было ли так раньше? Стоит вспомнить начало пути поэтессы. В 1911 году в России появились ее первые стихотворения в журнале «Аполлон», а в следующем году — поэтический сборник «Вечер». В первые же мгновения Ахматова была определена критиками в ряд великих русских поэтов. Вся ранняя, а во многом и поздняя лирика поэтессы была связана с А. Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой Ахматовой. Главный герой поэзии Блока был значимым и характерным «мужским» героем того времени, тогда как представительницей «слабой» половины человечества была героиня ахматовской поэзии. Герои Ахматовой многим обязаны образам Блока. В своих стихотворениях Ахматова предстает перед нами в бесконечном разнообразии женских образов: любовницы и жены, вдовы и матери…Поэтесса в своем творчестве продемонстрировала всю сложность женского характера той эпохи, его истоков, изменений, нового становления.
В 1921 году, в очень сложное для нее и для всех окружавших ее людей время, Ахматова создала проникнутые духом обновления строки:
Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано Отчего же нам стало светло?
Важно отметить, что Ахматова была так же и революционным поэтом. И в то же время она оставалась традиционным поэтом, поставившим себя в рамки русской классики, прежде всего, Пушкина. Всю свою жизнь она познавала пушкинский мир. Но существует центр, который объединяет в себе всю поэзию, становится главным ее нервом, идеей и принципом. Это любовь. В одном из своих стихотворений поэтесса называет любовь «пятым временем года». Острое и необычное по своей природе чувство любви еще больше дополняется, когда проявляется в предельном, кризисном выражении — взлет или падение, первой встречи или разлуки, смертельной опасности или ужасной скуки.
Ахматова стремится написать лирическую новеллу с неожиданным, капризным концом психологического сюжета («Город сгинул», «Новогодняя баллада»). Зачастую ее стихи — это начало драмы, иногда это уже кульминация, но чаще это ее финал и окончание. И здесь она основывалась на большой опыт не только русской поэзии, но и прозы:
Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано Отчего же нам стало светло?
Ее мир трагичный. Ноты трагедии, беды слышны в стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других. Годы репрессий стали годами ужасных переживаний, когда ее мужа расстреляли, а сына посадили в тюрьму, в это время творчество — единственное спасение, «единственная свобода». Ее не покинула муза, она написала великий «Реквием». Ахматова писала в очень тяжелое время, время катастроф и социальных бед, революций и войн. В то время в России многие забывали, что такое свобода, и поэтам приходилось выбирать между своим любимым делом и жизнью. Но, не смотря ни на что, поэты не отрекались от творчества: были написаны бессмертные строки, величайшие произведения. Ахматову вдохновляла Родина, Россия, поруганная, униженная, но ставшая от этого еще ближе и роднее. Поэтесса не смогла эмигрировать, так как знала, что только на Родине может творить, именно в России нужна ее поэзия:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Мы слышим в этих строках трагическое мужество, в них безмерная любовь к России. Я восхищаюсь тем, что в русской поэзии есть Анна Ахматова. Люди подобные ей оставляют на земле неугасающий след.
Свет творчества А. А. Ахматовой