• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее… Достоевский. Преступление и наказание. В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова.

Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты — философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи. Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.

Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление — как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку.

Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру. Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки.

Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку. Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся.

Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным — освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее. Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть.

Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны взывала его душа, протестующая против преступления героя. Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве.

Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны? Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова.

Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона — это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое — это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.

Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой.

Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи. По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство — логичное завершение всей жизни этого героя. Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту.

На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически. И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского.

И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.



Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Раскольников и его «двойники» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  2. Раскольников и Свидригайлов Раскольников и Свидригайлов — герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием...
  3. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф. М Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  4. Тема детства в романе Достоевского «Преступление и наказание» В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на...
  5. Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание» Свидригайлов довольно скоро убедился в том, что Дуня для него роковая и недоступная девушка,- девушка неслыханных душевных сил, способная спасти...
  6. Раскольников и Свидригайлов Раскольников Раскольников и Свидригайлов Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» . Одну из основных...
  7. Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  8. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  9. Индивидуалистический бунт главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  10. СНЫ РАСКОЛЬНИКОВА И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых...
  11. Вера в добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  12. «Униженные и оскорбленные»; в романе «Преступление и наказание»; Ф. М. Достоевского Сочинения по литературе: «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно...
  13. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорбленных», тему маленького человека. Общество, в котором...
  14. Портретная характеристика в романе. Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание» Мне посчастливилось познакомиться с одним из величайших произведений XIX столетия, которое при этом является, пожалуй, самым сложным в психологическом плане...
  15. Эпоха, изображенная в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для...
  16. Мир «Униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сочинения по литературе: Мир «Униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в...
  17. Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей...
  18. «Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В статье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или...
  19. Индивидуалистический бунт главного героя в романе «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  20. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак...
« «Доктор Живаго» і «Кінармія»
«Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения