• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Своеобразие изложения произведений Грина

 

Своеобразие изложения произведений Грина

Прав был М. Слонимский, когда писал, что Грин «отлично владел русским языком», но что этот язык его нередко выглядит «нерусским… потому, что русские слова несут у этого фантаста и мечтателя функции, подчас новые для русской Литературы».

Иногда мы можем даже проследить, как создается эта необычность образа: «…перед ним стоят трое, рассматривая новичка пристальным взглядом…». Обычная, ординарная фраза, но автор заканчивает ее: «…взглядом попугаев» — и картина преображается: это уже фраза. Другие примеры: «Стройная девушка пленила его улыбкой доверчивой» — «как глаза больной обезьянки», «Пришла ночь и свернулась на океане с магнетической улыбкой, точно скеазка» — «блеснувшая человеческими глазами».

Ну кто, в самом деле, видел «пристальный взгляд попугаев», кто встречался с «глазами обезьянки» или с «человеческими глазами» сказки? Никто. Это необычно, это можно только придумать,- но и необыкновенно наглядно; сравнениям веришь. Очень точно определил эту способность Грина М. Слонимский, сказавший писателю: «Вы пишете так, что все видно» .

Грин обладал поистине удивительным умением охватить глазом всю картину и найти в ней такие детали, которые помогают читателю с наибольшей наглядностью представить себе то, что увидел писатель: «Огни деревни напоминали печную дверцу, прогоревшую дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь»; «Ручей, как бы вам сказать, машет из-за ветвей платочком»; «Луна таилась за облаками, обнажив светящееся плечо», и т. д.

А посмотрите, сколько разнообразных и выразительных характеристик дает он тишине: «потикивание часов вело многозначительный разговор с тишиной», «отравленная тишина», он «еще не переживал такой тишины — отстоявшейся, равнодушной и утомительной»; «пережидала эту безумную ночь яркая тишина», «за окном стояла внимательная, четкая тишина», «тишина пустыни прислушивалась к идущему человеку» и т. д.

Подчас просто поражает неожиданность, самобытность гриновских сравнений и используемых им словосочетаний: «лицо, как взбитая, приглаженная подушка»; «желтые, как одуванчики, цыплята»; «пухлый, как заспанная щека, хлеб»; «будильники — палачи счастья»; «счастье сидело в ней пушистым котенком»; «солнечный завив садовой аллейки»; «звучная паутина фантазии»; «звук был неглубок, тих и приятен, как простая улыбка»; в глазах шпица — «тоска по беседе» и т. д.

Несмотря на всю необычность и даже рискованность подобных выражений, в них нет претенциозности, вычурностн: они убедительны, потому что, во-первых, полностью и духе гриновской стилистики, его образотворчества, а во-вторых, при всей своей необычности,- точны.

И читатель, возможно, не принявший бы подобную образную систему в произведениях другого автора, в рассказах Грина идет ей навстречу своим ответным поэтическим настроением.

Известно, что когда кто-то назвал Куприна первым писателем из вторых, он очень обиделся и возмутился этой оценкой. Грина это удивляло, и он спокойно говорил о себе: «Я принадлежу к третьестепенным писателям, но среди них, кажется, нахожусь на первом месте» .

Это была скромная самооценка, но это не та скромность, от которой за версту несет обидой и самоуничижением, а оценка своего места в литературе, основанная отчасти на отношении критики к творчеству писателя.

Да, критика не жаловала Грина, но иначе относились к Грину его товарищи по перу — писатели. Вскоре после смерти Грина, в марте 1933 г., А. Фадеев и Ю. Либединский обратились в издательство «Современная литература» с письмом, в котором предложили издать избранные произведения писателя. Они писали: «Несомненно, что А. С. Грин является одним из оригинальнейших писателей в русской литературе.

Многие книги его, отличающиеся совершенством формы и столь редким у нас авантюрным сюжетом, любимы молодежью».

Об этом предложении, и о трудностях, которые выросли на пути его осуществления, узнали и другие писатели, и в издательство поступил ряд отзывов крупнейших советских писателей, горячо поддерживавших необходимость издания сочинений Грина1. «Грин — замечательный писатель. Это известно нам всем. Грин для многих из современных наших писателей был школой во многих отношениях.

Для меня лично Грин — один из любимейших мастеров,- мастер удивительный, в своем роде единственный в русской литературе…» ; «Таких писателей, как А. С. Грин, во всем мире не больше десятка» ; «Издавайте Грина, товарищи!» (Н.

Огнев); «Считаю совершенно необходимым издание книги замечательного, единственного в этом роде — и для нашей литературы в особенности — писателя А. С. Грина» ; «Грин — мастер сюжетной новеллы, писатель с мужественной настройкой, у него есть, что перенять, чему научиться» ; «А.

Грин — один из замечательнейших наших писателей. Отнестись с пренебрежением к делу издания его сочинений — это преступление перед памятью покойного писателя и перед советским читателем» ; «Полагаю, что издание сборника А. Грина, большого мастера сюжетного построения,- есть обязанность наша, т. е. всех, кто должен заботиться о сохранении лица эпохи и ее литературы» ; «А.

Грин — один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни. Мало кто из русских писателей так прекрасно владел словом во всей его полноценности и никто, я уверен в этом,

Не умел так сюжетно строить. Мы не имеем права забыть этого писателя — это бесхозяйственно» ; «Мнение товарищей поддерживаю» ; «Дело хорошее, писатель хороший» (Вс.

Иванов).

Удивительное единодушие в оценке творчества Грина писателями совершенно разных творческих направлений говорит о многом. Отбросим некоторые преувеличения, вызванные, возможно, с одной стороны, сопротивлением издательства, а с другой — очень большой близостью романтического метода Грина, например, поэту-романтику Э. Багрицкому, и увидим главное — Грин нужен советскому читателю. Это было бесспорно для всех писателей старшего поколения.

Прошли годы — и «за Грина» голосуют писатели, вошедшие в нашу литературу уже после войны: «Грин один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужественен» ; «Если любовь к А. Грину сохраняется в зрелые годы, значит человек уберег свое сердце от постарения» .

Немало стихов написали о Грине советские поэты — Вс. Рождественский, В. Саянов и другие.



Своеобразие изложения произведений Грина

Другие сочинения по теме:

  1. Влияние русских писателей на творчество Грина Мы можем видеть в творчестве Грина отзвуки влияния лирической манеры Чехова. В рассказах Грина слышится какая-то особая поэтическая мелодия; она...
  2. Мир поэтической фантазии в повестях Грина Грин был художником, а «художественность» без «вымысла» невозможна, не существует», это редкостное дарование, свойственное лишь настоящим творцам. И этим качеством...
  3. Романтизм Грина в истории русской литературы Прежде всего, романтизм, как определенное направление в искусстве, вовсе не исполняет чисто служебную функцию «пути реализму»: романтизм — это тоже...
  4. Детские образы в произведениях Грина Грин дает своим героям всю полноту переживаний, рисует напряженность всех их душевных сил, ставит их перед читателем в момент решения...
  5. «Зеленая лампа», анализ рассказа Александра Грина Русский писатель Александр Степанович Грин известен ценителям русской литературы как представитель неоромантизма и автор феерии «Алые паруса», приключенческих романов «Бегущая...
  6. Своеобразие прозаических произведений Бестужева (Марлинского) Еще в период формирования революционно-романтического течения А. А. Бестужев стал его крупнейшим теоретиком и критиком. Одновременно он выступил как поэт...
  7. Своеобразие сюжетов произведений Гоголя В таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова, переход сюжетных событий в пословицы виден просто-таки наглядно; и Пушкин был прав,...
  8. Своеобразие зрелых произведений Пушкина Пушкин, писал он, «присмотрелся к русской природе и жизни и нашел, что в них есть много истинно хорошего и поэтического....
  9. Изложение о корабле с алым парусом в повести Александра Грина Трехмачтовый, под алым парусом, корабль «Секрет», который зашел в маленький рыбачий поселок Каперну, куда большие корабли отродясь не заходили, и...
  10. Сочинения по творчесву Г. Вельса и А. С. Грина Сочинение по рассказу Г. Вельса «Волшебный магазин» . Герберт Вельс — выдающийся английский писатель, автор многих романов, рассказов. Несколько поколений...
  11. Жанровое своеобразие произведений Бунина Несомненная писательская заслуга Бунина, прежде всего, состоит в развитии им и доведении до высокого совершенства чисто русского и получившего всемирное...
  12. Своеобразие поэтических произведений Мюссе В 1829 г. Мюссе выдал первый поэтический сборник «Испанские и итальянские повести», в которой оказалось присущий французским романтикам интерес к...
  13. Эпистолярное наследие (пример изложения на уроке) Эпистолярное наследие — важный источник изучения жизненного и творческого пути писателя, раскрытие мировоззренческих позиций художника. Письма классиков литературы часто не...
  14. Красота изложения «Донских рассказов» Шолохова Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые...
  15. Краткий сюжет романа Брайана Грина «Элегантная Вселенная» С развитием науки ее достижения становятся все более сложными для понимания обычным человеком. Например, если в средние века просто обыватель...
  16. Своеобразие «украинских» повестей Гоголя Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его...
  17. Сочинение с элементами изложения романа «Пролог» Среди художественных произведений, написанных Чернышевским после романа «Что делать?», наиболее значительное место занимает роман «Пролог» (1865-1868), состоящий из двух частей:...
  18. Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» с элементами изложения Роман «Мы» написан Е. Замятиным в сложное для страны время — в 1920 году. В этот период Россия активно пыталась...
  19. Краткое содержание романа Грина «Тихий американец» Олден Пайл — представитель экономического отдела американского посольства в Сайгоне, антагонист Фаулера, другого героя романа. Будучи обобщенным изображением вполне конкретных...
  20. Пример сочинения-изложения по сборнику новелл Гофмана «Ночные повести» Один из характерных образов Гофмана — образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке «Песочный человек» студент...
« Дидактическая игра по математике для младших дошкольников
Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Дума» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения