• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»

 

Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»

Лирическое чувство героя стихотворения И. Бродского открывается нам через анализ художественного мира, воплощенного в этом тексте. Сам поэт неоднократно подчеркивал, что он пишет «про одну вещь: про время и то, что время делает с человеком». Лилия Бельская замечает, что ведущей темой стихов Бродского является превращение человека в вещь, в пыль, в ничто, чем подчеркивается мысль о смертности, о временности человеческого существования.

Эти наблюдения помогают нам проникнуть в художественный мир стихотворения И. Бродского, начинающегося словами «Я обнял эти плечи и взглянул…». Лирический герой при объятии смотрит вперед, за «плечи» того, кого он обнимает. Перед нами ситуация прощания, о чем свидетельствует финал этого текста , поэтому «взгляд» героя обращен не только в пространство, но и сквозь время.

В стихотворении нет прямого отражения лирического чувства, герой отстранен от ситуации, но фиксирует предметы интерьера, используя глагольные формы прошедшего времени. Все настоящее он оценивает как прошлое:

…казалось мне тогда…

При этом все отмеченные в тексте Бродского образы рассматриваются лирическим героем как неодушевленные, неживые, потерявшие интерес для ощущающего себя живым героя.

Стихотворение И. Бродского нельзя рассматривать вне широчайшего контекста мировой культуры, в которой традиционно любовь соотносится с огнем, со светом, разрыв возлюбленных — с угасанием сердечного жара, охлаждением. В русской литературе мы это видим, например, в стихотворении М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…»: «Жить приучил в самом огне, // Сам бросил в степь заледенелую…» В тексте И. Бродского комнату освещает не пламя любви, а огонь лампочки:

Был в лампочке повышенный накал, невыгодный для мебели истертой, и потому диван в гулу сверкал коричневою кожей, словно желтой.

Чувство лирического героя, нигде прямо не названное, раскрывается в стихотворении через семантику используемых цветов и цветообозначений. Показательно, что освещение, разрывающее в комнате тьму, характеризуется лирическим героем как «невыгодное». Упоминаемые цвета попадают также под эту оценку, и поэтому из палитры их значений мы выбираем те, которые «невыгодны» для лирического героя, воспринимающего себя тогда единственным живым существом .

Коричневый диван обретает добавочную желтую окраску, а из «Словаря символов» Д. Тресиддера известно, что коричневый цвет является символом предательства, знаком смешения огня, пепла, дыма и сажи. Желтый цвет в спектре своих негативных значений соотносится с предательством, трусостью, может связываться с приближением смерти .

Исходя из того, что лирическое стихотворение является текстом повышенной метафоричности, мы считаем возможным за образом конкретных бытовых предметов видеть явления эстетического целого художественного содержания. Лампочка , стул, диван, стол создают представление об аскетичной обстановке комнаты, житель которой сконцентрирован на своей внутренней жизни. Стихотворение воспринимается нами как текст любовной лирики, герой которого, разлюбив, покидает бывшую возлюбленную. Детали интерьера усиливают ассоциативные связи этого текста Бродского с упоминаемым выше стихотворением М. Цветаевой, героиня которого пытается осознать разлуку со своим возлюбленным:

Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?»

Эту ситуацию у Бродского мы видим в восприятии героя, оставляющего свою былую возлюбленную, чувства к которой у него уже остыли. Нам кажется, герой вполне осознает то, что происходит в этой комнате, поэтому для него не выгоден «лампочки повышенный накал», так как заставляет его увидеть, как вместе с ним уходит из этой комнаты жизнь.

Показательна синтаксическая организация стихотворения, подобная организации прозаического текста, так как стиховые ряды начинаются со строчной буквы:

Я обнял эти плечи и взглянул на то, что оказалось за спиною, и увидал, что выдвинутый стул сливался с освещенною стеною.

Возможно, так отражается оценка лирическим героем того чувства, которое он переживает: оно не творческое, не поэтическое, не возвышающее человека над землею, а, наоборот, способствующее угасанию жизни. Этот мотив смерти намечен и в начале 9-й строчки, в которой особое место занимает слово «стол». И это происходит не только потому, что слово стоит в начале простого нераспространенного предложения , но и потому, что это слово фонетически повторяется в следующем за ним глаголе:

Стол пустовал.

Этот образ стола, на наш взгляд, не может не вызвать ассоциаций с хрестоматийно известными строчками Державина :

Где стол был яств, там гроб стоит, Где пиршеств раздавались лики, Надгробные там воют клики, И бледна смерть на всех глядит.

В стихотворении И. Бродского «стол пустовал» и явных знаков смерти пока нет, хотя мотив смерти представлен и образом паркета , и образом «темной» печки, и образом «застывшего» пейзажа.

Мотив смерти в стихотворении «Я обнял эти плечи и взглянул…» сочетается у Бродского с мотивом одиночества, реализованным в единичности предметов: один стул, один диван, одна печка, одна лампочка, один стол… И хотя текст начинается образом объятия, соединения двух людей, способствующим преодолению одиночества, в стихотворении это формальное соединение. Герой прощается с той, которую давно уже исключил из своей жизни, так как и ее он имеет в виду, когда говорит о «недвижимости», с которой сдвинул мотылек его взгляд.

Буфет выбивается из ряда единичных образов, он является вместилищем разнородных предметов. Но эта отличительная черта ничего не меняет в его облике. Он не стал символом жизни, ибо и тогда «казался… одушевленным».

Последние 4 строчки отделены от предыдущего текста не только графически , но и образно. Мотылек, кружащий по комнате, был живым на самом деле, а не казался одушевленным. Но и это живое существо обречено. В круге его полета, в круге его жизни героем уже намечен тот этап, который сопряжен со смертью от света и огня . Известно, что и влюбленных часто сравнивают с бабочками, летящими на огонь любви и погибающими в его пламени.

Таким видится нам разрешение ситуации, едва обрисованной в начале стихотворения .

Особый пессимизм навевают последние строки стихотворения:

И если призрак здесь когда-то жил, То он покинул этот Дом. Покинул.

Намеченный здесь образ можно прочитать как осознание лирическим героем того, что все, составляющее его жизнь, есть лишь призрак жизни, тогда как смерть — реальнейшее явление. Повторение слова «покинул» усиливает впечатление завершенности ситуации, окончательности решения героя о расставании навсегда, безрадостной констатации им призрачности чувств, испытываемых человеком в жизни.



Своеобразие лирического чувства в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»

Другие сочинения по теме:

  1. Анализ стихотворения Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…» Каждое стихотворение, в том числе и стихотворение Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…», — цепь загадок, ответы на которые...
  2. Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. «Такой я нежный, такой тревожный», — говорил он о...
  3. Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой «Слезы — на лисе моей облезлой…» Стихотворение, начинающееся строчкой «Слезы — на лисе моей облезлой…», было написано М. Цветаевой 10 февраля 1922 года, накануне ее отъезда...
  4. Анализ стихотворения И. А. Бродского «Посвящение» Прочитав стихотворение «Посвящение» первый раз, я сделала вывод: Иосиф Бродский — самый загадочный поэт из всех, кого я знаю. Правда,...
  5. Творческий путь И. Бродского Детские и юношеские года. Родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде в семье бывшего военного моряка, журналиста флотской газеты. В...
  6. Свет в поэзии И. Бродского «…пока мне рот не забили глиной Из него раздаваться будет лишь благодарность», И. Бродский Иосиф Бродский — новая эра в...
  7. «Американский кабинет» Иосифа Бродского в Фонтанном Доме Иосиф Бродский никогда не жил в Фонтанном Доме и даже никогда не бывал здесь. Но волею судеб его духовная связь...
  8. Философская проблематика в лирике И. Бродского Здесь на земле, где я впадал то в истовость, то в ересь, где жил, в чужих воспоминаньях греясь… И. Бродский...
  9. Келломяки Бродского («Заблудившийся в дюнах, отобранных у чухны…») Автоперевод под названием «Kellomaki». Келломяки — Kellomaki, старое финское название поселка Комарово на Карельском перешейке под Петербургом. Бродский часто бывал...
  10. Сочинение: описание картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» Сочинение: описание картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» Описание темы: городской прогулочный парк в картине Бродского «Летний сад осенью»....
  11. Лирика И. Бродского Бродский И. А Лирика И. Бродского Когда Ахматова узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и о приговоре — 5...
  12. Прилив Бродского («В северной части мира я отыскал приют…») Комментарий Бродского: «Местечко Анструтер, на северо-востоке Шотландии, возле Сент-Эндрюса, на заливчике. Я там оказался в 81-м году, если не ошибаюсь....
  13. Стилевые доминанты поэзии Бродского Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую «описательность», которая по обыкновению реализуется через осложненные ассоциативные образы или культурологические...
  14. Пример сочинения: Парадоксальность в творчестве Й. Бродского Судьба не ласкала Иосифа Бродского — одного из величайших поэтов мировой литературы второй половины XX ст. Пятнадцатилетним юношей он начал...
  15. Художественный мир Иосифа Бродского Нобелевский лауреат Иосиф Бродский принадлежит миру и вместе с тем русской культуре, ведь его поэзия написана человеком определенной ментальности, воспитанной...
  16. Ленинград-Венеция-Петербург: тема города в лирике Иосифа Бродского Урок первый Места и местности… действуют на нас, как живые существа, и мы вступаем с ними в самую глубокую и...
  17. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» Быть может, я тебе не нужен. Ночь; из пучины мировой, Как раковина без жемчужин, Я выброшен на берег твой. О....
  18. Пьеса И. Бродского «Демократия!» В творчестве русских писателей, оказавшихся в разное время в эмиграции, преобладают жанры эпические и лирические. Драм, в том числе и...
  19. Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда....
  20. Мое мнение о стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Попытаться опровергнуть мнение, согласно которому стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» — это стихотворение не о любви и...
« «Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения»
Культура мовлення — це духовне обличчя людини »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения