• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Своеобразие зрелых произведений Пушкина

 

Своеобразие зрелых произведений Пушкина

Пушкин, писал он, «присмотрелся к русской природе и жизни и нашел, что в них есть много истинно хорошего и поэтического. Очарованный сам этим открытием, он принялся за изображение действительности».

Реализм Пушкина передал очарование русской жизнью. И это «было открытие действительности», Пушкин «умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта». Данная особенность пушкинского творчества, по Добролюбову, была исторически обусловлена, она явилась важным моментом развития самобытной русской реалистической литературы в ее борьбе с романтизмом. «И в этом-то заключается великое значение поэзии Пушкина: она обратила мысль народа на те предметы, которые именно должны занимать его, и отвлекала от всего туманного, призрачного, болезненно-мечтательного, в чем прежде поэты находили идеал красоты и всякого совершенства».

Итак — «очарование», захватившее Пушкина, привело не к идеализации, но к «открытию действительности», к постановке перед народом тех вопросов, которые и должны были занимать его. Подобный вывод критика помогает многое объяснить в реалистическом творчестве Пушкина.

Исторической заслугой Пушкина-реалиста и было открытие прежде всего мира русской жизни. История и современность, быт и бытие нации (события Смутного времени и войны со шведами, когда громами Полтавской битвы Россия возвестила о своем всемирно-историческом существовании, восстание Пугачева и великий подвиг народа в Отечественной войне), русская государственность, русские самодержцы и образы маленьких чиновников и ремесленников, дворянство и крепостное крестьянство, жизнь разных сословий в громадной империи, русская природа и русские характеры, исторические и социальные противоречия общества, страшная забитость народа и его ожесточенность в борьбе против своих угнетателей, проповедь господствующим сословием морали смирения и покорности и нарастающие мятежность и отпор насилию, — все это было увидено и запечатлено Пушкиным.

Россия, родина Пушкина, была не просто им изображена, но именно открыта и представлена со всеми ее бедами, несчастьями и страданиями людей и во всем ее величии, могуществе и красоте. Пушкин решительно вскрывал несовершенства русской жизни, осуждал режим рабства, насилия и бесправия, и в то же время, любя родину, свой народ, глубоко веря в человека и в будущее России, он умел находить и показывать прекрасное в жизни, очаровывать своего читателя. Главным источником этого очарования и была постоянно открываемая Пушкиным поэзия жизни, поэзия природы, поэзия человека прежде всего.

Но ядром громадного мира русской жизни была жизнь народная. В этой связи исследователи обычно отмечают демократизацию героев у Пушкина (создание образов «представителей различных классов и сословий»), появление в его творчестве крестьянской темы, начиная с 1830 года («История села Горюхииа», «Румяный критик мой. . .») и кончая 1836 годом («Капитанская дочка»), изучение фольклора, «сближение с творчеством самого народа» (сказки, «Русалка» и др.).

Но дело не в тематическом разнообразии творчества Пушкина, не в мастерстве создания бытовых сцен и жанровых характеров и даже не в устойчивом интересе к жизни русского крестьянства. Пушкин изображал настоящее и прошлое народа, прозу и поэзию его жизни, его национальную и социальную активность, раскрывал «тайну национальности» и самосознания демократических масс. Объектом художественного исследования Пушкина стала историческая и социальная судьба народа.

Более того — принципиально изменилось пушкинское понимание народа и его жизни, его роли в истории родины и человечества и, наконец, отношение писателя к народу. Эту новизну, это новое качество искусства Пушкина начинали угадывать современники. В «Обозрении русской словесности за 1829 год» И. Киреевский, приступая к оценке и объяснению Пушкина, писал: «Как мысль зовет звук, так народ ищет поэта. Ему необходим наперсник, который бы сердцем отгадывал его внутреннюю жизнь, а в восторженных песнях вел дневник развитию господствующего направления. Поэт для настоящего, что историк для прошедшего: проводник народного самопознания».

Через шесть лет, когда появились в печати новые произведения Пушкина, его ученик и последователь Гоголь первым увидел, понял и выразил своеобразие художественного мышления Пушкина, его художественной системы. Пушкин, писал он, «при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа. . .»

Эстетическая формула Гоголя раскрывала существо реализма и народности Пушкина, как они сложились в 1830-с годы. Понятие «народ» приобрело точный социальный смысл — демократическая масса. Еще в 1828 году, в стихотворении «Чернь» («Поэт и толпа») могли появляться такие выражения — «Кругом народ непосвященный», «Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот!» «Народ» этого стихотворения никакого отношения к основной части нации не имеет. В 1830-е годы мы такого словоупотребления не встретим. Более того, чтобы уточнить свою мысль, Пушкин будет употреблять почти постоянно такие выражения: «простой народ», «черный народ».

Пушкин отчетливо видел раскол нации на два враждебных друг другу мира. В «Истории Пугачева» это было показано особенно обнажено. «Весь черный народ был за Пугачева». «Одно дворянство было открытым образом па стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Вывод примечательный, свидетельствующий о глубине социального подхода Пушкина к народному восстанию.



Своеобразие зрелых произведений Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Своеобразие сюжетов произведений Гоголя В таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова, переход сюжетных событий в пословицы виден просто-таки наглядно; и Пушкин был прав,...
  2. Своеобразие прозаических произведений Бестужева (Марлинского) Еще в период формирования революционно-романтического течения А. А. Бестужев стал его крупнейшим теоретиком и критиком. Одновременно он выступил как поэт...
  3. Жанровое своеобразие произведений Бунина Несомненная писательская заслуга Бунина, прежде всего, состоит в развитии им и доведении до высокого совершенства чисто русского и получившего всемирное...
  4. Человек в водовороте истории на примере произведений Пушкина Бунты 1831 года явились особым «введением» к «Истории Пугачевского бунта», а также — к секретным пушкинским «Замечаниям о бунте», опубликованным...
  5. Своеобразие поэтических произведений Мюссе В 1829 г. Мюссе выдал первый поэтический сборник «Испанские и итальянские повести», в которой оказалось присущий французским романтикам интерес к...
  6. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной...
  7. Народ и власть в поэтике Пушкина Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое...
  8. Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это...
  9. «Высокий жребий» русского народа отраженный в творчестве Пушкина Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности той исторической эпохи, современником которой он был. Пушкин...
  10. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  11. Петр Первый у Пушкина Его человеческое величие проявлялось в патриотическом служении родине, в понимании и осуществлении исторической необходимости. Оттого поэма «Медный всадник» начинается кратким,...
  12. Хроники из жизни Пушкина В плане национальном Пушкин — первый русский поэт-европеец. Благодаря его поэзии русская культура стала одной из составных частей культуры европейской...
  13. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что...
  14. Как писать сочинение-рецензию по лирике Пушкина Рецензия (лат. оценка), это отзыв, критическая оценка художественного, научного, публицистического произведения. Оценка своей собственной творческой работы (авторецензия) помогает увидеть ее...
  15. Портрет А. С. Пушкина Кипренский О Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIXвека. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека....
  16. Из истории жизни Пушкина, облик Пушкина в живописи С начала 80-х годов прошлого века сюжет дуэли, события, ей предшествовавших и последовавших за ней, становились предметом интереса живописцев. Одним...
  17. Анализ оды Пушкина «Вольность» Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители...
  18. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  19. Основные мотивы лирики Пушкина А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил,...
  20. Художественные принципы, выраженные в реалистическом творчестве Пушкина Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя «ужасные» годы, последовавшие за 1825 г., А....
« Гений и злодейство — две вещи несовместные?
Изучение души человеческой в творчестве Льва Толстого »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения