Своеобразность стиля и мотивов поэтических произведений Сергея Жадана
Сергей Жадан стал известным современным читателям, прежде всего, как один из основателей литературной корпорации харьковских поэтов «Красная Телега» (1991), к которой принадлежали также Р. Мельников и И. Пилипчук. В своем творчестве поэты приняли за основу неофутуризм, и это определило их литературную концепцию. Небольшой круг единомышленников стал своеобразным восточноукраинским аналогом » Бу-Ба-Бу», еще раз подтвердив, что украинская литература на постсоветском пространстве продолжает развиваться, подхваченная волной постмодернистского направления.
Это было похоже на марш-бросок, настолько мощно, на полный голос заговорили молодые писатели, они будто ожидали той желанной пошлине сказать свое слово, которое переполняло их, особенно после распада СССР. Жадан в своем поэтическом творчестве, как отмечают литературные критики, сумел соединить украинскую поэтическую традицию с, в частности, футуристической, так называемую семенковскую — из панк — и роками-субкультурами, который дает основания (как и раньше, когда появлялось что-то новое) для критических литературных дискуссий, которые продолжаются и до сих пор. О творчестве Сергея Жадана оригинально высказался О. Бойченко: «Жадан… и был очень сильным поэтом, но теперь, окончательно освоив стихи, которые по своей структуре напоминают тучи, стал тем, кем его хотела видеть история культуры начала столетия: ее безнадежно простуженным горлом…» Поскольку поэт основательно изучал творчество Михайля Семенка, то не удивительно, что много поэм написаны под влиянием большого мастера, который задекларировал высокий уровень развития футуризма в Украине.
Свои чувства и невольные мысли-ассоциации писатель высказывает преимущественно в поэтических произведениях, передавая их читателям через поэтическую медитацию с помощью лаконичного подбора выразительных средств. Кажется, что авторские переживания и раздумья не будут иметь той остроты выражения, если не выльются в стихотворные строки. Это заметно, например, в стихе «На этой площади все на чудо связано…» Подобные произведения называют рефлексиями, итак мы имеем образец интимной лирики, написанный во время рока-фестиваля «Тарас Бульба» в Дубенском замке, где лирический герой переживает очередное романтическое увлечение. Такие раздумья, переплетенные с ассоциативным восприятием окружающих видов, наблюдаем также в стихотворении «Здесь вероятно когда-то было море…», когда «ощущение ирреального проникает по эту сторону действительного». Стих был написан «по дороге домой». Ландшафты родного края (Луганщина) с меловыми выступлениями побуждают к мысли о том, что здесь когда-то были давние моря, поэт будто приглашает пофантазировать вместе с ним.
Оригинальный по замыслу стих «Музыка, камыш…» (из сборника «Баллады о войне и восстановлении», 2001) принадлежит к интимно-медитативной лирике поэта. Основной мотив произведения — разлука двух молодых влюбленных людей, которые поняли, что кругом мир изменился от их чувств, и они ощутили, «как проступает тепло через реки, города» и души становятся будто окрыленными: «Все, что у нас было — только эта высота». Прошло время, и исчезло странное и красивое чувство, лирический герой констатирует: «Поезд твоих химер не останавливает бег…» И грусть оседает в душе, ее тяжело сдержать: «Все, что держалось ресниц, голос печальный, плач, я слушаю твой автоответчик». Надолго ли эта разлука? Тяжело ответить, ведь для них теперь «падает разный снег», в них «врозь кровь стремится».
Но пережитое чувство невыразимо волнующе и красивое, поэтому для лирического героя «сладко ширится лет», и, наверно, в такой миг своей жизни он совершенствуется в своем внутреннем миру, мудро испытывает уверенность, и у него «тихо растет душа, будто ломкий камыш». Это в самом деле такой хрупкий-хрупкий-хрупкий-нежно-хрупкий процесс, когда хочется грустить и улыбаться вместе с тем. Читая эту лирическую поэзию, тяжело избавиться от ощущения о присутствии самого автора в произведении. Откровенный рассказ о пережитых чувствах, переданных лаконичным языком, вызывает благосклонную симпатию к лирическому герою, а затем — и к самому автору. Ведущая мысль поэзии — чувство, красивые и высокие, не ограничиваются ни временами, ни возрастом. Поэтическое творчество Сергея Жадана похоже на калейдоскоп впечатлений, мыслей, чувств, переживаний, возражений, сопротивления. Он все время в поиске, в желании быть понятным для всех, так как молодое поколение по-иному смотрит на преобразование, которые происходят в обществе. «Жадан алкает… когда не выпрыгнуть…, то пусть выползти за границы мелового круга того маразма, в котором было обречено родиться, а тогда и жить поколение нашего автора» (Павел Загребелый).
Своеобразность стиля и мотивов поэтических произведений Сергея Жадана