Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»
В дворянско-аристократической среде удается сохранить человеческие свойства только таким людям, которые причастны к интересам народа и заключают в себе хотя бы частичку его духа. Чем ближе личность к трудовым массам, тем она совершеннее и чище в нравственном плане. И наоборот — отрыв от народа, презрение к его обычаям и нуждам приводит человека к духовному обеднению. Это положение раскрывается Толстым не умозрительно, а с помощью художественных картин, образов. И здесь особое место занимает семья Ростовых.
Толстой с любовью характеризует их быт, верность русским обычаям, душевную доброту, связь с народными традициями (дядюшка Наташи знает народные песни, Наташа — русскую пляску). Сцены с ряжеными, описание езды на тройке, охоты поданы в эпопее так, что вызывают ощущение близости Ростовых к народу. Мы узнаем, что в их семье не кичились графским родом, понимали нужды простого человека, не держали его в черном теле. Показательна в этом смысле сцена, когда доезжачий на охоте обругал графа Илью Андреевича за то, что тот прозевал волка. Барин не обиделся, не наказал своего холопа, находя его горячность естественной в момент азарта. Понятно, что здесь, как и в некоторых других случаях (описание дворовых дядюшки), Толстой несколько идеализирует отношения между помещиками и крепостными, если брать эти отношения в чисто социальном разрезе.
Но писатель намеренно избирал такие житейские ситуации, в которых сословные отношения оказывались как бы ослабленными и в человеке со всей очевидностью проступали его естественные качества. Тем самым Толстой раскрывал подлинную сущность героев, скрытую подчас за оболочкой светских условностей. Что касается социально-экономического положения крестьянства, то писатель не хуже других знал об ужасах крепостного права («закладыванье», как он сам пишет, «жен в стены, сеченье взрослых сыновей, Салтычиха и т. п.»). Однако основную свою задачу он видел в изображении «героической стороны жизни русского народа», его нравственного величия.
Благотворное влияние народной среды на человека раскрыто в самом поэтическом образе эпопеи — Наташе Ростовой. Характер Наташи дан в развитии. Сначала это Девочка, немножко шаловливая, со своими детскими минами», потом — подросток, которому поскорее хочется стать взрослым человеком. Затем она показана юной красавицей Москвы, способной увлечься как дурной красотой (Анатоль), так и подлинной (Андрей Болконский). Наконец, мы видим ее в момент высшего духовного Озарения, когда Наташа посещает раненого Андрея, чувствуя себя глубоко виноватой.
Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»