Связь с романтизмом в творчестве Антонио де Труэвы (Antonio de Trueba, 1819-1889)
Выходец из баскской крестьянской семьи, многие годы вынужденный жить вдали от родных мест, Труэва, писатель-самоучка, во всех своих произведениях с глубоким и неподдельным чувством воспевает свой край, горы и долины Басконии, их трудовой люд, главным образом крестьян, еще не затронутых буржуазной цивилизацией. Страстный любитель и собиратель народной поэзии, Труэва и сам писал по-баскски и по-испански бесхитростные и простодушные стихи, которые вошли в сборники «Книга песен» (El libro de los cantares, 1851), «Книга гор» (Libro de las montanas, 1867) и др. Многие из его стихотворений, в свою очередь, получили широкое распространение в устной традиции как народные песни.
Еще большую известность приобрел Труэва своими многочисленными рассказами, собранными в книгах «Народные рассказы» (Cuentos populares, 1853), «Рассказы розового цвета» (Cuenlos de color de rosa, 1854), «Крестьянские рассказы» (Cuentos campesinos, 1860), «Разноцветные рассказы» (Cuentos de varios colores, 1866) и др. Гимн патриархальному бытию бискайского крестьянства в устах Труэвы звучит натуральнее и искреннее, чем у Фернан Кабальеро панегирик крестьянам и рыбакам Андалузии.
Жизнь народную Труэва не только знает доподлинно,-он сам живет этой жизнью. Поэтому его рассказы и производят впечатление полной достоверности, чуть ли не документальности. Отсюда и другое свойство этих рассказов — их взволнованный лиризм, нигде не переходящий в фальшивую сентиментальность. Писатель вовсе не склонен смотреть на жизнь только в розовом свете. Рассказы Труэвы — это незамысловатые, но разнообразные житейские истории, в которых грустное часто соседствует с веселым, а трагическое — с идиллией. Сюжету он придает малое значение, часто его рассказы скорее напоминают костум-бристские зарисовки веселых сельских праздников или скромных деревенских похорон, воскресного отдыха крестьян и их тяжких трудовых будней.
Идеалом Труэвы является мирная жизнь крестьянской семьи, занятой честным трудом и угодными богу делами, как, например, в рассказах «Сельское счастье» (Felicidad domestica), «Посев и жатва» (Las siembras у las cosechas) и др. Бедняку он всегда отдает предпочтение перед богачом. Один из рассказов так и называется «Богач и бедняк» (El rico у el pobre). Его герои — два односельчанина, сапожник и местный богатей. Сапожник, хоть и живет в бедности, счастлив, потому что совесть его спокойна. Богач же, всю жизнь проживший обманом ради того, чтобы накопить побольше денег, не может поверить в искренность счастья сапожника. Он пытается совратить его соблазнами богатства и терпит поражение. Тогда он кончает жизнь самоубийством. Однако Труэва достаточно трезв и наблюдателен, чтобы понимать: в жизни чаще одерживает победу не простодушная честность, а наглая корысть. Эту мысль в одном из рассказов — «Дядюшка Корысть» (El tio Inte-res) автор иллюстрирует народной сказкой о том, как Корысть, взяв к себе в компаньоны в торговом деле
Простодушней Справедливость, убивает Простодушие, калечит Справедливость и заживает припеваючи. Вообще в сказках, вкрапленных в сборники Труэвы, писатель иногда отказывается от свойственного ему добродушно-иронического юмора. Описывая некую страну Корретанию в «Кор-ретонцах» (Los corretones), Труэва создает злую карикатуру на буржуазную демократию. Колоритную картину страны Лентяев он рисует в сказке «Компот» (Compota). Сатирические стрелы Труэвы направлены против ловких мошенников-горожан, пользующихся в своих корыстных целях наивностью крестьян, как, например, в рассказе «Томилья-ресцы» (Los tomillareses). Другим объектом сатиры Труэва избирает представителей местной сельской администрации — глупых и жестоких алькальдов, писарей и т. д. Однако в большинстве случаев эти персонажи бывают посрамлены если не своими согражданами, то по воле божьего промысла, как в рассказах «Хитрее Кардоны» (El mas listo que Cardona), «Ребаньяплатос» (Rebanaplatos) и др.
Особое место в рассказах Труэвы занимает тема религии. Простодушная и наивная вера пронизывает все творчество писателя. Это не мешает ему в иных случаях добродушно посмеяться над тем или иным служителем церкви: таковы его рассказы «Экономка священника» (Е1 ama del сига), «Златоуст» (El pico de ого) и в особенности «Священник из Паракуэльяса» (Е1 сига de Рагаси-ellos), где повествуется о сельском священнике, прославившемся не только как благочестивый пастырь, но и как лучший тореро в округе. В целом мир, в который вовлекает читателя Труэва, — это замкнутый мир патриархальной деревни, остающейся верной дедовским обычаям и с недоверием отвергающей сомнительные блага цивилизации.
Великолепный знаток народной речи, Труэва находит для милых его сердцу картин патриархального быта родной Бискайи удивительно поэтичную при всей ее незамысловатости языковую форму.
Связь с романтизмом в творчестве Антонио де Труэвы (Antonio de Trueba, 1819-1889)