Сюжет и композиция
Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это калейдоскоп историй, «бусы, нанизанные на нитку» , не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями персонажа-рассказчика, а с другой — общей логикой сюжета, громадным замыслом Лескова — так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.
В то же время имеется подструктура повести — рассказы образуют смысловые блоки, каждый из которых — самостоятельная история, которая строится по одной и той же схеме: событие — кульминация — развязка . Эпизоды объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и то же время. Каждый микросюжет — новая жизнь Ивана Флягина и новое имя его: Голован — Иван — Иван Северьянович — Иван Голован — Петр Сердюков — Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты же периодически отражаются друг в друге, как в зеркале, словно заново отыгрывая ту же пьесу в другом жанре. Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как «разнообразие возможных вариантов судьбы» (Б.
Дыханова), но только общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском характере и о русской судьбе в целом.
Сюжет и композиция