Сюжет и повествование рассказа А. Платонова «Корова»
Движение от малых жанровых форм к крупным (от сказки и рассказа к повести и роману) представляется логичным. Многие рассказы Платонова для детей или о детях являются, по сути, притчами или близки к ним, и усвоение только сюжетной линии явно недостаточно для понимания всей глубины их содержания. Так, например, рассказ «Юшка» — о кротком, добром, безобидном человеке, которого окружающие терзают за то, что он не такой, как все, — вряд ли будет понят, если не коснуться традиционного освещения темы юродства в русской литературе. Не менее сложны и другие рассказы Платонова, даже те, в которых главными действующими лицами являются дети. В этом смысле писатель продолжает традиции русских классиков, которые в своих произведениях о детях решали сложные философские, нравственные вопросы, утверждали вечные ценности.
Вспомним рассказы А. П. Чехова «Ванька Жуков», А. И. Куприна «Белый пудель», «Изумруд», «Тапер», В. Г. Короленко «Дети подземелья», рассказы для детей Л. Н. Толстого и др. В этом ряду и рассказ Платонова «Корова».
Это печальный рассказ: читатель сочувствует мальчику и его родителям, ему жалко корову, хотя, казалось бы, рассказана заурядная житейская история. Чтобы объяснить причину этой печали, надо разобраться в том, о чем же этот рассказ, кто главный персонаж, на каком противоречии основан сюжет, каковы особенности повествования и композиции, какова мысль автора.
Заглавие рассказа — «Корова» — характерно для произведений, традиционно входящих в круг детского чтения — народных сказок о животных, басен, рассказов писателей-классиков: «Лев и Собачка» Л. Н. Толстого, «Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» А. И. Куприна, «Каштанка» А. П. Чехова, Такие заглавия вводят читателя в мир литературы о людях и животных, оказавшихся рядом с ними, так или иначе влияющих на их жизнь. Повествование о животных традиционно считается доступным детскому пониманию, в первую очередь потому, что живут и те и другие «не мудрствуя лукаво», руководствуясь чувствами, непосредственно выражают все свои переживания, не затемненные и не осложненные рефлексией, тем более коварными, злыми помыслами.
Но заглавия рассказов, называя одного из главных персонажей, еще не обозначают главных проблем произведений. Кроме того, животные, клички которых стали названиями перечисленных выше рассказов, не всегда являются главными героями. Их роль в раскрытии темы различна. Это то, что предстоит выяснить в ходе анализа, в котором необходимо будет определить, в первую очередь, сюжет и композицию, уяснить систему персонажей и характер главного героя, особенности речи повествователя и действующих лиц.
Сюжет рассказа таков: Вася Рубцов ухаживает за коровой, у которой забрали совсем маленького теленка — он заболел, и его отвели к ветеринару. За этого бычка предложили хорошую цену, и хозяин, отец мальчика, его продал. Корова осталась без теленка, о котором, по законам природы и своего естества, она должна еще заботиться. Корова тяжело переносит утрату, тоскует, убегает с привязи. Но и без людей она не может, потому вскоре возвращается. Вся семья — мальчик и его родители — тоже переживают горе, тоска животного угнетает их. Отец говорит Васе: «Знал бы, что так тяжело будет, не продал бы…».
Мальчик поскорее бежит из школы проверить, не убежала ли вновь печальная корова, кормит ее хлебом с солью, пытаясь по-своему утешить животное. Но корова, не выполнив своего предназначения — не выкормив теленка, уже не может жить. Она стала «шалая», по словам отца мальчика. Однажды, выйдя на железнодорожные пути, корова, несмотря на пугающие сигналы машиниста, не сошла с рельсов и попала под паровоз. Машинист, управлявший этим паровозом, был знаком с мальчиком — тот однажды помог ему в работе: подсыпал песок, проверял сцепления и т. д., обнаружив при этом и знание труда железнодорожника, и старательность, и сообразительность. Чувствуя и свою вину в гибели коровы и из солидарности с работающим на железной дороге отцом мальчика, машинист, проезжая мимо станции, где жил Вася, бросил его отцу «две свернутые в трубочку бумажки» — деньги на покупку другой коровы.
После гибели коровы жизнь продолжалась своим чередом: мясо засолили, отвезли и продали. Купили новые тетради для Васи и обновы. На следующий день в школе в сочинении «из своей жизни» он напишет: «Корова отдала нам все, что у нее есть, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». Так понял ребенок все происшедшее.
Повествование ведется от третьего лица, т. е. избрана безличная форма повествования, предоставляющая автору широкие возможности для косвенного выражения оценки происходящего, для ненавязчивого комментария; передана последовательность действий взрослых и то впечатление, которое производят все события на мальчика.
В речи повествователя преобладают глаголы и глагольные формы, простые однородные и сложные составные глагольные сказуемые: «Он посмотрел в окно и увидел корову; она стояла у ворот и ожидала, когда ее впустят домой…»; «Но корова ходила мало; она подолгу стояла на месте, затем шла немного и опять останавливалась, забывая ходить»; «Они заночевали в районе и провели там еще полдня, делая покупки, а после обеда пошли ко двору». Характерная особенность речи повествователя — информативность, динамичное описание событий и действий, передаваемых глагольными формами на протяжении всего рассказа, отказ от прямых оценок.
Сюжет и повествование рассказа А. Платонова «Корова»