Сюжет, композиция и жанр романа
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием «Герой нашего времени», составили Роман в двух частях. Если же расположить главы романа — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани . 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого . 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча . 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем .
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем . 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает . Лермонтов, по примеру Пушкина, создает «собраньем пестрых глав», не следуя четкой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями. «Герой нашего времени» открывает в русской литературе особый тип романа, сочетающий в себе черты традиционных романных жанров и черты «малых жанров», широко распространенных в те годы: путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы.
Композиционная сложность романа соответствует психологической сложности образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость его образа выявляется не только внутренне, в исследовании его духовного мира, но и внешне, в соотнесении героя с остальными персонажами. Композиция и стиль романа призваны как можно глубже и всестороннее раскрыть образ, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история души человеческой, — как говорит автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.
В первой части героя показан глазами Максима Максимыча, человека искренне привязан к Печорину, но духовно их разделяет не только социальное положение и возраст, но и то, что они — люди принципиально различных типов сознания. В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Этот человеческий тип очень характерен для России первой половины прошлого века: в условиях «вечной» кавказской войны сформировался особый тип «русского кавказца» — это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчиненные — зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди.
Из новеллы «Бэла» мы узнаем о существовании некоего Печорина — героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего он бросился отбивать ее у Казбича ; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему он засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине — все тайна, и читателю самому объяснять поступки героя. В следующей повести, «Максим Максимыч», штабс-капитан из рассказчика становится действующим лицом, а рассказчиком — прежний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер, который дает уже психологический портрет Печорина, ему Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в герое: и «разврат столичной жизни», и «бури душевные», и «некоторую скрытность», и «нервическую слабость» — постепенно Печорин представляется более или менее типичным человеком своего времени. Из повести «Максим Максимыч» читатель узнает о том, как к автору попали записки Печорина.
Композиция «Журнала Печорина» очень своеобразна — как бы «роман в романе». «Тамань» — остросюжетная и в то же время самая лирическая повесть во всей книге — продолжает традиции романтических разбойничьих повестей. В ней уже видны основные мотивы всего «журнала»: стремление Печорина к активным действиям; «любопытство», толкающее его на «эксперименты» над собой и окружающими, заставляющее вмешиваться в дела, до него не касающиеся; безрассудная храбрость и романтическое ощущение мира. А главное — стремление понять, что движет людьми, определить мотивы их поступков, постичь их психологию. «Княжна Мери» построена на дневниковых записях — Печорин пишет о своих мыслях, чувствах, о своем поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует самого себя.
Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в нее свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать. Вслед за Пушкиным Лермонтов продолжает разрабатывать тему игрока, который испытывает судьбу: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность.
Это самый насущный вопрос, и ответ на него сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, но глава «Фаталист» снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман, и он обретает «кольцевую» композицию, характерную для лермонтовских произведений: безысходность философских исканий главного героя и обреченность в его судьбе.
Сюжет, композиция и жанр романа