Сюжетная линия: Господин Журден и его семья и слуги
В первую очередь нужно проанализировать отношения господина Журдена и его жены. Госпожа Журден — очень умеренная, очень практическая женщина, поэтому она хорошо понимает, что главным в этой жизни есть деньги. Странное и даже обидное для нее «преобразование» мужа она связывает с тем, что он отошел от своей обычной жизни, стараясь стать дворянином. Именно же желание, с точки зрения госпожи Журден, и стало для ее мужа причиной жизненного краха: «И ты совсем с ума съехал, муж! И все выдумки начались у тебя с того времени, как ты с этими аристократами связался». Конечно, госпожа Журден имеет идею, она целиком права в потому, что поведение ее мужа унижает человека с положением, делает господина Журдена не только посмешищем, а, самое главное, почти полностью лишает его присущего этому человеку здравого смысла.
Муж, в свою очередь, старается убедительно довести «глупой» госпожи Журден, что его отношения с аристократами, а именно с графом Дорантом, приближают обычного мещанина к миру аристократов. Скорее за все, господин Журден говорит об этом искренне, поскольку он верит в то, что Дорант действительно помогает ему достичь желательного. Умный человек, он превращается в ребенка, и дает взаймы графу большие деньги, которые тот не собирается некогда ему возвращать. Справедливые укоры жены, которая говорит о графе, который «он делает тебе услуги, он ласковый к тебе, но за то же он и деньги у тебя набирает взаймы», необычно бесят господина Журдена. Он в свою пользу толкует поведение графа, видит лишь то, что хочет видеть.
Трезвый взгляд госпожи Журден на вещи, ее откровенность определенной мерой контрастируют с поведением мужа, который иногда полностью отрывается от реальности. Мы можем предположить, что именно такая жена всегда нужна Журдену: их здравый смысл помог супружеству нажить богатства, они чудесно дополняют одно одного. Госпожа Журден постоянно издевается над мужем, она не скрывает своего отрицательного отношения к его «затеям». Острый язык жены, ее умение заметить правду, назвать эту правду правдой воспринимаются господином Журденом как сплошное неуважение к нему и его благородных знакомых, и такое поведение жены также бесит ее своевольного мужчину. Но нельзя не признать, что именно жена не дает мужу окончательно поглупеть, именно она оберегает его от окончательного «сумасшествия» через желание стать «настоящим» аристократом!
Вообще же образ госпожи Журден привлекает тем, что эта женщина возникает в комедии своеобразным олицетворением здравого смысла, народной мудрости, даже, можно сказать, демократизма — здесь нужно вспомнить ее отношения с Николь, когда хозяйка и прислужница объединяются против бессмысленного поведения господина Журдена. Можно предположить также, что в отношениях с женой, в распрях с ней мы видим настоящего господина Журдена, и именно такой господин Журден вызывает к себе симпатию, так как это — хотя и кое-что груб, но вместе с тем умный, живой человек, так как его поведение, ее поступки являются естественными для нее. Поведение господина Журдена во время его ссор с женой удостоверяет близость его к народу, демонстрирует естественный юмор и сообразительность героя, трезвость взглядов на жизнь. Именно эти качества он теряет, когда — как ему кажется — попадается к миру аристократов.
С помощью образа госпожа Журден драматург дает нам возможность увидеть настоящего господина Журдена, жену которого можно — условно — считать отражениям своего мужа.
Образ прислужницы Николь — это довольно удачно созданный Мольером женский образ типичного «слуги из комедии». Предполагается, что в комедиях остроумные и умные слуги часто умело «направляют» действия хозяев согласно собственным материальным интересам, т. е., хозяине и слуги фактически меняются местами. Поведение Николь убеждает нас, что она принадлежит именно к таким «слугам-хозяевам». Кроме того, Николь отличается способностью своевременно «поставить на место» господина Журдена, ее многочисленные замечания и укоры всегда уместные и остроумные, поэтому ответить хозяину ничего. Даже сам господин Журден признает определенное преимущество Николь в словесных перепалках: «Ой, Николь, гляди! Ну и служанка же у нас! Простая деревенщина, а такая острая на язык!»
Николь, как оно и должны быть в комедии, всегда поддерживает госпожу Журден в ее решительных выступлениях против прихотей мужа, она делает все, чтобы помочь хозяйке «вразумить» похожего на малый ребенка мужа. Также она остроумно и самоотверженно помогает дочери господина Журдена Люсиль вступить в брак с любимым, не забывая, конечно, о своем личном счастье. Блестящие диалоги влюбленных пар, во время которых зритель видит гама чувств, их молниевое изменение, подтверждают: Николь всегда сможет надлежащим образом отстоять интересы «женской половины» семьи Журден, поскольку прежде всего она заинтересована в том, чтобы все в этом доме происходило по ее сценарию…
Понятно, что господин Журден может много грозиться Николь, что он и делает постоянно, но хозяин некогда не «переговорит» прислужницу, поэтому он постоянно будет «пасти заднего» в отношениях с человеком, который будто бы полностью зависит от него. Целесообразно обратить внимание на то, что в разговорах с Николь господин Журден заметно теряет будто бы присущую ему грубость, хотя, на первый взгляд, он довольно серьезно грозится прислужницы. Тем не менее, угрозы остаются лишь угрозами, а Николь достигает своего. Даже тогда, когда получает пощечины от господина Журдена, она успевает услышать то, что нужно услышать, передать эти слова госпожа Журден и — вместе с ней — создать план, выполнение которого отвечает ее собственным интересам. ее заговор с госпожа Журден относительно «двойного бракосочетания» подтверждает, что эти женские образа помогают понять настоящее положение господина Журдена в собственном доме.
Дочь господина Журдена — образ, можно так сказать, эпизодичный, ее отношения с отцом не «прорисованы» надлежащим образом. Впрочем, не вызывает сомнения, которое Люсиль придерживается (не всегда последовательно) лишь внешнего уважения к отцу, тогда как ее поведение определяется матерью и Николь. «Несчастная влюбленная», которую отец заставляет взять брак с «турецким вельможей», в комедии возникает остроумной девушкой, воспитанной согласно возможностям своего круга, которая не уважает отца и не дослушается его воли.
Таким образом, сюжетная линия, которую мы рассматривали, обеспечивает возможность увидеть господина Журдена как «хозяина дома», от которого в этом доме почти ничего не зависит, так как его довольно легко одурачивают сообразительные женщины. Кроме того, мы имеем возможность убедиться, что господин Журден способный на «взрывные» поступки, так как он считает себя главным человеком в семье; что его отношение к женщинам подчеркивает его невоспитанность, которая граничит с грубостью, но именно такой господин Журден есть, так сказать, «настоящим». Вместе с тем нельзя сказать, что этот человек вызывает сразу, драматург изображает отношения господина Журдена с женщинами скорее юмористически, чем сатирически. Главный герой в этих отношениях есть «пострадавшим», поэтому он вызывает определенное сочувствие, хотя хорошо понимаешь: господин Журден сам виновный в потому, что из него почти издеваются, поскольку его «затеи», действительно, приводят к мнению, что он сошел с ума.
Сюжетная линия: Господин Журден и его семья и слуги