Сюжетная основа баллад Шиллера
Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех старинных времен, когда разные поверья и рассказы, объединяясь с реальностью, образовывали капризные фольклорные образы. В балладах большей частью речь идет не о какой-то конкретной исторической эпохе, а о древности как таковой. Баллады привлекают внимание и пугают своими удивительными жестокими сюжетами, ошеломляют непостижимыми тайнами природы. Так, в балладу «Ивиковые журавли» поэт вкладывает мысль о неизбежности расплаты за совершенное преступление. Если среди людей нет свидетелей совершенного, то сама природа предъявляет обвинение преступнику, который непременно предаст себя. Никто не имеет права подвергать жизнь героя трудному испытанию, нельзя дважды соблазнять судьбу — такой очевидный итог баллады «Водолаз».
Автор предъявляет обвинение правителю в жестокости, а морская бездна изображена в рассказе водолаза удивительно конкретно и вместе с тем загадочно, как бушующая и опасная стихия.
В ряде баллад сюжетной основой становится испытание героя — проверка его мужества, решительности, отваги. Но если, как в «Перчатке», жизнью человека ради шутки играют, готовы отдать верного рыцаря на растерзание хищникам, то он может сделать неблагонравный поступок — отвергнуть жестокую даму. В балладе «Перстень Поликрата» воображение возбуждает идея неотвратимости, фатума. Кажется, фортуна крепко срослась со всеми помыслами правителя Самоса, но чем больше достижения Поликрата, тем больше ужасают они его собеседника, который, услышав очередную радостную весть, спешит оставить дворец счастливца.
Важное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о звоне», где вместе с тем развиваются две темы. Поэт скрупулезно воссоздает весь литейный процесс изготовления звона, голос которого сопровождает человека всю его жизнь, и именно эта жизнь в существенных фрагментах обобщенной биографии. «Песня о звоне» — это гимн в честь человеческой работы, прославление могущества, ума и силы рук человека. В этом стихотворении ощущается также шиллеровское опасение революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее социальной борьбы.
Эту мысль Шиллер развивает и в своих теоретических работах: «Письма об эстетичном воспитании человека», «О наивной и сентиментальной поэзии» и др.
Сюжетная основа баллад Шиллера