• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

 

Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Биография А. Солженицына типична для человека его поколения и, в то же время, представляет собой исключение из правил. Ее отличают крутые повороты судьбы и события, поражающие особым высоким смыслом. Обыкновенный советский школьник, студент, комсомолец. Участник Великой Отечественной войны, отмеченный за боевые заслуги правительственными наградами.

Узник ГУЛАГа. Учитель математики в средней школе. Человек, вышедший победителем в борьбе со страшной болезнью — раком и с тех пор уверовавший в то, что пока он пишет, ему свыше дарована жизнь. Художник, создавший собственную концепцию истории России XX века и воплотивший ее в творчестве. Эмигрант поневоле, высланный из родной страны и никогда не признававший добровольной эмиграции.

Известный всему миру писатель, лауреат Нобелевской премии. Страстный публицист, слово которого заставляет спорить, писать ответы на самые трудные вопросы. Сюжет произведения А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» представляет собой хронологию, последовательное воспроизведение ничем не омраченного, почти счастливого дня. Напряженность же действия связана с тем, что все происходит в особом лагере.

Одна за другой, у Щ-854 случается «много удач». Сначала ему удается избежать карцера «с выводом». Это наказание ожидало Ивана Денисовича за то, что он не встал по сигналу подъема, хотя никогда не просыпал.

Герой всегда использовал утреннее время до развода, чтобы подработать: шить, услужить, подмести или поднести что-нибудь. В это утро он чувствовал себя больным, поэтому ему не хотелось, чтобы оно приходило. Дежурящий не по очереди и поэтому неожиданно подошедший надзиратель уводит героя не в карцер, а в штабной барак — мыть пол. Автор перечисляет все удачи своего героя. Повезло с баландой — попало в нее побольше гущи.

Хлебной пайки всего грамм двадцать не дотянуло до положенных пятисот пятидесяти. На линейке Цезарь дал Шухову докурить сигарету. Бригада не попала на работу в открытое поле.

В обед удалось «закосить» вторую миску овсянки. На «шмоне» не отобрали кусок ножовки. Цезарь отдал ему в ужин всю баланду и пайку, да еще поделился посылкой. У латыша табачку купил, а главное — не заболел, «перемогся». Даже воспоминания о дневной работе радует героя — «стену клал весело».

И все это на фоне нечеловеческого быта осужденных, каждодневных попыток превратить их в бессловесное стадо, тратящего все свои силы на подневольную тяжелую работу. Сохранение жизни, души кажется почти невероятным. Герою не до праздных воспоминаний, и все же он не может забыть родное село, откуда ушел двадцать третьего июня сорок первого года. Дома остались жена и две взрослые дочки, которые пишут два раза в год, из чего понять их жизнь не представляется возможным. Воспоминания мирной жизни, впечатления войны и восьми лагерных лет нанизываются одно на другое.

Годы скитаний сформировали у героя особую систему нравственных ценностей. Он, как и все русские в лагере, «и какой рукой креститься забыл». Иван Денисович готов и в Бога верить, думая не только о земном и бренном. Но он не ждет чудес свыше. Прежде всего, человек должен остаться человеком.

Повествование в рассказе ведется от имени автора, не только досконально знающего лагерную жизнь, но и являющегося как бы членом бригады, где работает герой. Это позволяет ему, не являясь двойником Шухова, показать восприятие происходящего изнутри, опираясь на свой опыт «лагерника». Граница между авторским описанием и внутренним монологом героя предстает «размытой».

Рассказчику понятна важность того, что баланда должна быть горячей , что хлеб надо прятать в матрасе, что от продуктовой посылки каждый становится взбудораженным, взъерошенным, будто пьяным, в конце срока проясняется, что домой таких не пускают, гонят в ссылку. Автор, укрупняя детали каторжного быта, выстраивает систему, приводя их в соответствие с обобщенной оценкой происходящего в недавнем прошлом. Один день оказывается осколком зеркала, в котором так же ясно, как и в целом, видна бесчеловечная сущность «народной» власти, противостоять которой способна только нравственная сила, скрытая в душе русского человека. В журнальной версии 1962 г. «Один день…» имел жанровое обозначение «повесть».

Назвать это произведение повестью автору предложили в редакции «Нового мира» «для весу». Позже писатель сам высказал согласие, что поддался внешнему давлению. При этом в произведении заключен столь значительный эпический потенциал, что для него тесны жанровые определения рассказа или повести.

Важнейший принцип композиции произведения — «узел», который позднее будет положен в основу крупных эпических полотен А. Солженицына. Особенности композиции обусловлены авторским замыслом. В одном дне из жизни обычного заключенного фокусируются острейшие проблемы, освещение которых осуществляется мазками, отдельными репликами.

В основу произведения положены факты, а образы героев имеют реальный прототип. Здесь автор делает сознательную установку на минимальный вымысел. Важнейшее значение для него имеет критерий жизненной правды, без которой нет правды художественной.

А. Солженицын стремится увидеть то, чего не видят другие, — действие Промысла в человеческом бытии.



Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Другие сочинения по теме:

  1. Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них — Иван Шухов, уже немолодой боец...
  2. Образ главного героя в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем...
  3. Рецензия на рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» В 1961 году состоялся XXII съезд КПСС, принявший программу построения коммунизма в нашей стране. В партийных документах была четко обозначена...
  4. «Один день Ивана Денисовича», анализ рассказа Солженицына История создания Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать...
  5. Отзыв о повести «Один день Ивана Денисовича» Человек ли? Этим вопросом задается читатель, открывающий первые страницы повести и будто окунающийся в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Все...
  6. Образ главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» Для Шухова в работе нечто большее — радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. С какой трогательной...
  7. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Сжатие времени и концентрация пространства — один из главных законов в художественном мире А. И. Солженицына. Именно потому его талант...
  8. А. И. Солженицын: «Один день Ивана Денисовича»; «Один А. И. Солженицын: «Один день Ивана Денисовича» «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора —...
  9. Один день Ивана Денисовича, в сокращении Список произведений в сокращении етого автора Один день Ивана Денисовича Матренин двор В круге первом Раковий корпус Крестьянин и фронтовик...
  10. Краткое изложение Один день Ивана Денисовича Солженицын А. И. Солженицын Один день Ивана Денисовича Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в...
  11. Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения — мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению...
  12. Сюжетно-композиционные особенности рассказа А. Грина «Зеленая лампа» Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» повествует о двух судьбах, жизненных путях двух героев произведения — богача-аристократа Стильтона и бедняка Джона...
  13. Один день героя Солженицына Солженицын уже тогда — если не знал, то предчувствовал: срок, накрученный стране партией большевиков, подходит к концу. И ради приближения...
  14. Краткое содержание «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских...
  15. Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Отцы и дети» Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного...
  16. Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся...
  17. «Исповедь» Аврелия Августина. Жанровые и композиционные особенности Самый близкий к «Исповеди» жанр — автобиография. Их сходство, во-первых, в используемом материале (событиях жизни автора), во-вторых, в сохранении хронологической...
  18. Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  19. Конкурс методических разработок и ученических сочинений по произведениям А. И. Солженицына Газета «Литература» Издательского дома «Первое сентября» и Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына Объявляют Конкурс методических разработок и ученических сочинений...
  20. Вопросы смысла жизни в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей...
« Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»
Клоп краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения