Т. Шевченко — пророк народный, певец народный
Школьное сочинение по произведению «Коливщина». Фигура Шевченко — это фигура пророка, певца народного. Тарас Шевченко — тонкий проникновенный лирик, , который оставил потомкам неоценимую книгу народной жизни, отстоял и сохранил национальное достоинство своего многострадального украинского народа. Для нас он — тайна, над разгадкой которой будет работать еще не одно поколение. Хотелось видеть поэту родной народ свободным, счастливым. Уже в 1845 г. он предусматривал будущую революцию и то, что «раскуются в скором времени закованные люди». Он был гневным словом целого народа, в памяти которого дотлевали последние задымленные головешки гайдамацких Пожаров. Известно, что тот, кто не знает своего прошлого, не достойный будущего.
Откуда же можно почерпнуть знания о жизни наших Предков? Из песен и пересказов, летописей, научных работ историков. К таким источникам принадлежит и художественная литература, в частности, поэма Т. Г. Шевченко «Гайдамака». Она изображает крестьянское восстание 1768 года под названием «Колиивщина». Это было одно из наибольших восстаний угнетенного украинского народа против польского произвола. Не в силах терпеть ужасные условия жизни, протестуя против насилия и несправедливости, украинский народ поднялся на борьбу за свою волю и независимость. С большой симпатией изображает Шевченко восставший народ, и среди них особенно выделяются их мужественные предводители, руководители восстания Максим Железняк и Иван Гонта. Их показано в героическом плане. Это лица исторические. Изображая их, Шевченко опирался также и на народные пересказы.
Железняк — предводитель восстания, патриот, любимец народных масс. Даже запорожцы, которые не очень доверчиво относятся к старшине, которая приняла участие в восстании, уважают и прославляют его: «У нас один старшина — отец Максим». Таким гайдамацким отцом выступает Железняк на протяжении всего восстания. Он обнаруживает высокое мужество в бою, личным примером зажигает в душах повстанцев искру святого огня, поднимает их на борьбу. Это искренняя душа, которая живое интересами масс и кровно с ними связана. Кобзарь Волох поет о нем:
…Наш атаман, Орел сизокрылый! Нет в его ни жилью, Ни сада, ни пруда… Семьей ему были гайдамака, наибольшим богатством — любовь и уважение товарищей.
Железняк — это воплощение гнева против господ, непримиримости, беспощадности к врагам. Суровыми красками обрисовано Ивана Гонта. Главная йога черта — чувство обязанности перед народом, преданность. Автор умышленно подчеркивает его исключительность, мужество, независимость, силы воли. Присоединившись к повстанцам, взяв у руки «ножа», Гонта ни перед чем не останавливается. Особенно ярко это показано в глубоко трагической сцене убийства Гонтой своей детей. Образ Гонты как человека Шевченко изображает в духе традиций. Своих детей, которые стали католиками, он убил, чтобы «не было молвы, чтобы не было измены». Железняк и Гонта изображены как непримиримые мстители. Шевченко с большой любовью срисовал образы борцов против власти господ. Именно поэтому произведение имело большое значение для многих поколений борцов за народное счастье. Поэт постоянно делает ударение на глубоко поучительных уроках Коливщины:
Слушайте, чтобы детям потом рассказать, Чтобы и дети знали, внукам рассказали, Как казаки шляхту тяжело подвергли наказанию…
Изображая борьбу украинского народа, Шевченко стремился возбудить героический дух народных масс, поднять их на борьбу против порядка. Пример предводителей гайдамацкого движения, по мнению поэта, должен напоминать современникам о знаменитых традициях народного сопротивления господствующим классам. Их имена не должны забываться. И для нас они всегда будут служить примером мужества и верного служения родной земле.
Т. Шевченко — пророк народный, певец народный