Тайное становится явным, или зачем современной женщине богини Древнего Египта?
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Почему для одних женщин главное в жизни — карьера, для других — любовь, а для третьих — норковая шуба ? Думаешь, это зависит от знака зодиака или группы крови? А вот древние египтяне были уверены: во всем виноваты… четыре богини! Божества обитали в патриархальном обществе: земля, небо, океан и подземное царство были отданы в безрездельное владение сильному полу. Что ж, «обделенным» богиням пришлось приспосабливаться.
Секретами своего выживания и — не побоимся этого слова! — процветания они любезно делились с земными сестрами. Например, древние египтянки были глубоко благодарны четырем богиням — Исиде, Маат, Хатор и Нефтиде, каждая из которых по-своему «учила жить». О том, какая небесная покровительница стоит за спиной каждой из наси как найти с ней общий язык, мы поговорим с Анной НАЙДЕК — практикующим психологом, специалистом по семейным расстановкам.
Исида: сила души Этих женщин легко узнать: у них всегда найдутся оправания любому поступку любимого человека. Перечень оправданий долог и разнообразен . Когда же он все-таки исчерпывается, в ход идет решающий аргумент: «Но я же его люблю!» О, вот с этого и стоит начать.
В египетской мифологии Исида — символ всепрощающей божественной любви. Той самой, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». В жизни, однако, божественного немного. Поэтому земные исиды руководствуются принципом попроще — «Был бы милый рядом…» Для таких женщин «любить» — это растворяться в любимом человеке, восхищаться им, поддерживать его, опекать, помогать, терпеть невзгоды, радоваться мелочам.
Даже серьезные прегрешения возлюбленного в их глазах выглядят или как досадная случайность, или как пикантная особенность его личности. «Невозможно представить себе, чтобы Исида рассказывала всем о своих заслугах, о том, что ее супруг и десятой бы доли своих дел не осилил, если бы не она, о том, что, пользуясь ее гениальными советами, он достиг успеха в жизни, что это она вытащила его «из грязи в князи» и т. д.. Ей такое и в голову не придет. Исида готова помогать своему супругу во всем, отдавать все свои силы делу его жизни только ради него самого» . Развод Исиде дается крайне трудно: беспутному мужу достаточно только периодически напоминать ей, что жить без нее он не сможет, что она ему дорога, она — мать его детей и т. д., и Исида с радостью забудет и простит. Чего она не может?
Для нее моральные законы отступают на второй план, когда дело касается близких. Мужа-преступника Нефтида бросит, Хатор будет ненавидеть и любить по-прежнему неистово, Маат оплачет, но будет носить передачи в тюрьму, а Исида пойдет и на преступление — подкуп свидетелей или дачу взятки судье… Ее загадка. Судьба не любит идеалов — и безропотную самоотверженную любовь всегда подвергает суровым испытаниям.
Многие психологи вообще уверены: проблема Исиды в том, что она любит идеального мужчину, а таких — увы! — в этом мире не наблюдается… Любовь — великая сила: одному она дает крылья, чтобы летать, а другому — корни, чтобы растить сад. Маат: сила ума «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» Что ж, кони скачут, избы горят, гривна падает, цены растут, правительство в коллапсе, а эти женщины берут судьбу в собственные руки. Силы им дает Маат — богиня справедливости, познания и труда. Ее подопечные находят необъясниый другим женщинам кайф в своей производственной деятельности.
Поэтами или художницами им быть необязательно: автору известны Маат-бухгалтер, которая даже анекдоты предпочитает на излюбленную тему, и Маат-врач, которая в отпуске оживает лишь тогда, когда имеет возможность проконсультировать коллегу по телефону. Главная ее слабость — в ее же силе: она умна. Не просто рассудительна или находчива — нет, Маат умна по-настоящему, глубоким, пытливым, аналитическим умом.
Что в этом хорошего, понятно: она достигает хороших должностей, достатка, уважения окружающих. А вот что плохого? Женщине ум редко помогает в устройстве личной жизни: согласись, разве так уж хорошо видеть насквозь практически любого?
С жизненными невзгодами Маат справляется довольно легко. Поэтому берется за разрешение проблем и в жизни любимого. И хорошо, если избранник стоит ее усилий. Если же в спутники жизни прибился слабый, ленивый, да еще себе на уме индивидуумм, он попробует удобно устроиться не ее шее.
И вот тут-то на первый план выйдет ее принципиальное отличие от Исиды: справедливость вскипит в ней с такой силой, что мало не покажется! И вся любовь насмарку… А Маат, не устроившая свою личную жизнь , ужасна: она ни в чем не сомневается, она все знает наперед и всем дает советы, от которых тянет повеситься. У нее вырабатываается ханжеское отношение к любви, она ни за что не признается даже себе, что завидует каждой женщине, рядом с которой есть мужчина. Чего она не может?
Пожалуй, хуже всего ей удается прощать. Что поделаешь, справедливость — ее ремесло. Ее загадка.
Все мужчины, в жизни которых случилась Маат, продолжают ее любить всю жизнь. Потому ли, что она старалась многое для него сделать? А, может, потому, что в душе он преклоняется перед ее правильностью и принципиальностью и сам хотел бы быть похожим на нее? «Две вещи наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». И. Кант Хатор: сила сердца «Ищу любовь.
Можно карьеру и славу, а вот деньги и «просто семью» не предлагать!» — с такими запросами идут по жизни некоторые женщины. Древние египтяне сказали бы, что их ведет богиня Хатор — олицетворение женской сексуальной энергии. Женщину-Хатор несложно узнать в любом обществе: одета экстравагантно , ведет себя раскованно, ее сексуальность и энергия плещут через край. Она улыбается даже тогда, когда ей плохо, она никому не позволит жалеть себя. Она всегда будет стремиться быть женщиной, притягивающей все мужские взоры, потому что главное в ее жизни — встретить Любовь.
Яркую, головокружительную, со «стр-р-растями». Если такую, с большой буквы, найти не удается, она становится раздражительной, озлобляется, теряет привлекательность и даже здоровье. На худой конец выдумывает себе Большое Чувство и некоторое время пребывает в радостном заблуждении.
Она готова все отдать ради счастья с любимым человеком, даже если завтра она его возненавидит. И через все переступить. Любовница-Хатор частенько появляется на идиллической сцене супружеской жизни — как признак того, что пора «оживить сюжет». Она оставит вечный след в любом сердце — будь то мужчина, ребенок или несчастливая соперница.
Ее можно любить или ненавидеть. Но не забыть! Чего она не может? «Включать тормоза»: чего тут буксовать — копать, то бишь любить, надо!
Ее загадка. Существует парадокс: чем более сексуальной и внешне женственной выглядит женщина, тем более она… мужчина по своей внутренней сути! Когда в женщине много сексуальной активности, самостоятельности, независимости и силы характера, она смело «выходит на охоту», всем своим поведением демонстрируя жажду любви и восхищения. Она словно бросает вызов мужской половине человечества, стремясь «покорить» поклонника. А вот скромная, неприметная «мышка» ведет себя в жизни более как женщина… «Чем больше женщина подчеркивает свою женственность, тем больше она — «мужик», активное начало».
Нефтида: сила плоти «Повезло ему: жена-красавица и Дом — полная чаша!» — доводилось такое слышать? Так вот, там, где жена и дом стоят наравне, речь идет об особом типе женщин. О женщинах-очагах, живущих под крылом богини Нефтиды, — квинтэссенции самой Природы. Нефтида — классическая «младшенькая»: прагматична, хитра, обаятельна, капризна и завистлива. «На чужом дворе трава зеленее», — это о ней.
Женщина-Нефтида жадно копит все красивое, полезное, нужное: все это пригодится ей потом — когда она будет «вить гнездо». В «гнезде» для нее важен комфорт и достаток, высокие материи ее не волнуют. Чувства ее поверхностны, неглубоки, она примеряет к себе партнера, как платье — чтобы было красиво и удобно, богато смотрелось и не требовало большого ухода… Для Нефтиды не существует понятия «человек»: все вокруг четко делятся на мужчин и женщин. «Общечеловеческие вопросы» — простите, а о чем, собственно, речь? Поэтому говорить с мужчинами ей не о чем — все ее интересы сосредоточены в области женского предназначения .
Уже в пять лет она точно знает, сколько детей будет в ее семье и в какой квартире они с мужем будут жить. Ее мечты воплощаются в жизнь всегда: что в них трудного? Нефтида — это воспроизводство человечества, но не Человека. Ее сила — в готовности к компромиссам: пока ничто напрямую не угрожает ее комфорту, она на многое закроет глаза.
Другими словами, она — из общеизвестного ряда нехитрых мужских радостей — хорошая еда, дорогая выпивка, престижный автомобиль, добротный дом, красотка под боком, — о чем еще мечтать-то? Чего она не может? Отказаться от себя, точнее, от своих планов и удовольствий.
Самопожертвование? Это по другому адресу. Ее загадка. «А поговорить?» Главная проблема женщины-Нефтиды — в том, что она вся, без остатка, нацелена на отлов «нужного» самца.
Отловив, она успокаивается и перестает заниматься чем-либо, кроме дома. А ведущий самец, в молодости занятый карьерными устремлениями и выбравший Нефтиду только за красоту, со временем начинает искать чего-то большего. Женщина-Нефтида — «жена-мясорубка»: она исправно перемалывает философские вопросы в фарш житейских забот… Осторожно, богини! — Сразу неудобный вопрос: зачем нам, женщинам XXI века, нужны эти замшелые мифические персонажи? — Ну, допустим, хотя бы для того, чтобы понять, почему для одной вашей подруги измена мужа — это крах всех жизненных ценностей, а для другой — повод обновить зимний гардероб.
А если серьезно, то за прошедшие века женщины не так уж изменились. Мифы помогают не только оправдать вечное противостояние М и Ж, но и понять его причины. И научиться с этим жить. — Принято. Тогда давайте обсудим типажи.
Пусть минует меня гнев всемогущего Ра, но после прочитанного для меня «Исида» равно «зануда»… — Потому что вы — Маат, и для вас любая жертвенность имеет границы, обусловленные справедливостью. Поэтому вам, например, судьба жены алкоголика не грозит. — Ну, хоть на этом спасибо. А что, любовь со справедливостью не дружат? — А вы считаете, что любовь — «одна на всех»?
У каждого типа свой образ любви. — Неужели в том, чтобы жертвовать многим, а довольствоваться малым, и заключается женское счастье? — Для Исиды — да. Для нее счастье — это отдача своей любви избраннику. Люди часто завидуют ее радостной улыбке, а не тому, что она имеет на самом деле. По ее довольному виду люди делают предположение, что у нее прекрасный муж, богатая жизнь и золотые Дети.
А когда знакомятся с ее непритязательным счастьем поближе, испытывают разочарование — и чему тут радоваться? Исида в их глазах начинает выглядеть «дурой». Для Хатор счастье — любить. Ярко, без оглядки, «впечатляюще» для других. Пройдет любовь — «завянут помидоры» в душе.
До следующей любви. Счастье Маат? Оно очень специфическое, явно не «бабское».
Это может быть творческий успех, прохождение какого-то духовного испытания. А вот Нефтида сама себя будет считать «дурой», если у нее нет достатка в доме и ореола зависти окружающих. — Ну, с эгоисткой-Нефтидой все понятно! Помню, как меня взбесило, когда я прочла в мифе, что паршивец-Осирис в пьяном виде изменяет своей святой Исиде с Нефтидой! Обидно за ее любовь… — Так ведь это жизнь: Исида и Нефтида — два полюса любви. С одной стороны любовь нежная, заботливая, поддерживающая, всепрощающая, но…
Такой высокой любви очень трудно соответствовать. Мужчина быстро устает от того, что должен «быть богом». А с другой — плотская, вкусная, живая любовь, этакая сочная мясная кулебяка. — А в чем великое предназначение «сексбомбы»-Хатор и «сухаря»-Маат? — В мифологии Хатор — испепеляющее око Ра. Это символ борьбы с негативной кармой человека.
Все гадкие энергии, которые человек накопит в себе, неизбежно обратятся против него. Все плохое, что человек сделает, подумает, скажет, Хатор по закону кармы вернет ему обратно. Только ощутив, что ты способен на грех, ты смиряешься, становишься мудрее. А Маат — орудие справедливости.
Египтяне изображали ее с пером на головной повязке: во время суда мертвых она бросала его на одну чашу весов — душа праведника должна была быть легче этого пера. — Кого из богинь можно считать идеалом, к кому стоит стремиться? — А зачем? У природы нет плохой погоды: Исида — это мать, Хатор — муза, Маат — судья, а Нефтида — очаг. Мы все нужны, все толкаем колесо жизни. — Как определить свой ведущий психотип? — Отношение к мужской измене — лакмусовая бумажка для всех четырех типов.
Для Хатор и Маат измена любимого равносильна предательству: первая не сможет продолжать любить , вторая не сможет простить из-за нарушения принципа справедливости. Обе никогда не смогут забыть происшедшее. А вот Исида и Нефтида прощают измену. Но по разному!
У Исиды найдутся силы отвернуться от греха, но не от человека. Перестрадав, она станет думать, как ей работать над отношениями, что она может сделать, чтобы это не повторилось и т. п.. А Нефтида простит сравнительно легко в силу малозначимости для нее этого проступка . Главное — чтобы материальное благополучие семьи не пошатнулось. — А можно ли измениться, стать более гармоничной? — Общество часто вынуждает нас жить по одним шаблонам для всех, при этом энергии одних богинь поощряются, а других, наоборот, подавляются.
Многие психологи рекомендуют развивать в себе недостающие качества, уверяя, что таким образом вы достигните гармонии с внешним миром. Да, не спорю — окружающие останутся довольны. А вы сами?
Считаю, намного важнее быть в согласии с собой. Поэтому даже если вы увидели, что ваш психотип не слишком востребован сейчас, лучше все-таки хранить свою целостность. — То есть, лучше не двигаться в сторону в сторону «гармоничной» шизофрении? — Одним из нас для счастья нужны яркие чувства, новые впечатления, смена места, вида занятий, мужчин, другим — ощущение «полной чаши», достатка, машины-дачи-счета в банке. А есть женщины, превыше всего ценящие возможность мыслить, исследовать, делать поступки, независящие от мнения мужчины или семьи.
Наши архетипы дают каждой из нас совершенно разные наборы жизненных ценностей. Попытайтесь найти место и окружение, где вы можете быть самой собой, полностью раскрыться и чувствовать свою нужность. Мир вокруг может меняться, но мы у себя одни.
Мифы помогают не только оправдать вечное противостояние М и Ж, но и понять его причины. И научиться с этим жить.
Тайное становится явным, или зачем современной женщине богини Древнего Египта?