• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Так ли уж безнадежна ситуация?

 

Так ли уж безнадежна ситуация?

Уважаемая Елена Сергеевна!

Ваше темпераментное и искреннее письмо требует столь же искреннего ответа — ведь тема письма касается важнейших проблем, актуальных для миллионов наших соотечественников. И ответить Вам я постараюсь столь же искренне — хотя согласиться с Вами мне трудно, а порой и невозможно.

Вы пишете о «страшном вынужденном унижении», о «мерзком экзамене по трафаретным литературоведческим темам», об «издевательстве над учителем и учеником». Почему выпускное сочинение представляется Вам таким ужасным? Потому что темы трафаретны, ученики «либо уходят от темы, либо элементарно списывают», «развитие речи у детей все хуже и хуже» и грамотность сочинений все ниже и ниже. Так? Разберемся.

Что касается тем, то не все они, конечно, трафаретны — о темах наша газета писала неоднократно, и возвращаться к ним сейчас едва ли стоит. Скажем, разбор стихотворения или эпизода едва ли может считаться трафаретным сам по себе — дело в критериях оценки этих разборов. И, наверное, прав Лев Айзерман, заметивший, что если на традиционном сочинении ученику предлагалось с текстом стихотворения проанализировать его за шесть часов, то теперь — на ЕГЭ — за четыре часа он должен написать о стихотворении и выполнить еще три десятка других заданий.

Или мы заранее снижаем критерии оценки и относимся к работе выпускника предельно снисходительно?

Совсем непонятно еще одно Ваше утверждение: по Вашему мнению, ЕГЭ дает «возможность повторения всех тем курса при подготовке, возможность систематизации», чего Ваши ученики лишены при подготовке к сочинению. Признаюсь, не понимаю, как можно систематически готовиться к тестам и как можно НЕ готовиться, не повторять всех тем курса — к сочинению.

И простите за вопрос: если Ваши ученики «либо уходят от темы, либо элементарно списывают», то как же тогда быть с «призывами к честности и всеми ростками любви к прекрасному, которые с таким трудом взращивались» Вами все годы обучения? И если речь и грамотность у детей все хуже и хуже — значит, стоит отменить сочинение? О недостатках Сочинения как выпускного экзамена писали много, в том числе и в нашей газете.

И если некоторые покупают водительские права — значит ли это, что следует отменить экзамен на право вождения автомобиля?

Теперь о выходе из этой «безнадежной ситуации», который Вам кажется «выходом для всех», — то есть о ЕГЭ. Идея единого экзамена сама по себе возражения не вызывает — но что получается на практике? Вы пишете: ЕГЭ дает «четкость требований, то, что так любят Дети и что они так редко получают». Но если Вы внимательно читали наш 48-й номер за 2003 год , Вы не могли не заметить критики заданий именно за их нечеткость.

Еще подробнее высказался А. А. Кобринский, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена — кстати, почему же мнение «»остепененных» товарищей, узкого круга лиц» менее важно, по-Вашему, чем мнение учителей массовой школы?

Да и знаете ли Вы, что думают о ЕГЭ остальные учителя?

Я уже не говорю о тех возражениях, которые вызывают тесты сами по себе. А в статье М. Соколовой в том же 48-м номере нашей газеты говорится о психологических аспектах ЕГЭ — разве это мелочи?

К сожалению, ни четкости, ни честности ЕГЭ не прибавляет. Значит ли это, что нужно безоговорочно от него отказаться? Наверное, нет.

Пусть продолжается работа над этой формой экзамена и пусть будет возможность выбора — выбора формы экзамена и — может быть — самого существования экзамена. Если в технические вузы станут принимать без оценки по литературе в аттестате — пусть ученик не сдает литературу . Не знаю.

Готовых ответов нет.

И последнее. Я работаю в школе тридцать третий год — и, чтобы не повторять то, что до меня уже сотни раз говорили и писали мои коллеги, процитирую одного из них — учителя С. В. Волкова, с которым я полностью согласен: «Литература — предмет субъективный, оценка по нему во многом зависит от позиции преподавателя, «пятерка» у одного из них не равна «пятерке» у другого Объективных критериев оценки текста не бывает или они настолько общи, что применимы на практике с трудом Положение литературы в ряду школьных предметов уникально и составляет, может быть, одну из главных специфических особенностей нашей национальной системы образования. Профессиональное сообщество требует от государства официального признания и закрепления этого статуса — в «охранной грамоте» любого вида» (Русский журнал.

2003. 15 апреля).

Лев Соболев, заслуженный учитель школы РФ


Так ли уж безнадежна ситуация?

Другие сочинения по теме:

  1. Хемингуэй Э. М. и русская литература Интерес для исследования представляет тема «Хемингуэй и русская литература». Известно, что литературным кумиром американского писателя был Лев Толстой. «Я не...
  2. Какой экзамен нам нужен? Мы хотим сохранить обязательный выпускной экзамен по литературе, чтобы поддержать статус предмета, ощущение его значимости на протяжении всех школьных лет...
  3. Краткое содержание рассказа Куприна «Куст сирени» Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, учится в Академии генерального штаба. Два года подряд он проваливается и, наконец, на третий,...
  4. Структура сочинения Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и...
  5. Обобщающий урок по теме «Текстовый процессор» Цели урока : закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор MS WORD». Создать условия для самостоятельного...
  6. Сказка об учебнике Сказка об учебнике Жил-был учебник. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему занимались ребята старательные, оборачивали в обложку,...
  7. Итоговый документ Форума словесников России 7-8 ноября cостоялся Форум словесников России, организованный Издательским Домом «Первое сентября», Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга и газетой «Литература». В работе Форума...
  8. Несжатая полоса Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья...
  9. Сочинение «Плохое сочинение» «Плохое сочинение» — это рассуждение о том, почему сочинение иногда, несмотря на все старания пишущего, является плохим. Автор анализирует явные...
  10. Правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов для участников ЕГЭ 2012 года Настоящие правила предназначены для участников ЕГЭ, а также для организаторов пункта проведения ЕГЭ (далее — ППЭ), осуществляющих инструктаж участников ЕГЭ...
  11. Контрольная работа по труду «Профессиональная деятельность» 9 класс Контрольная работа По теме » Профессиональная деятельность» Фамилия, имя _______________________________________ Класс __9________ Инструкция для учащихся Тестовые задания обеспечивают возможность объективной...
  12. Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка» Митрофан означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего и сложившегося...
  13. Все жанры хороши или как написать сочинение в жанре рецензии Выбрать жанр — значит написать сочинение в жанре рецензии, обзора, литературно-критической статьи, научной статьи, очерка, дневника, письма, интервью, эссе и...
  14. Краткое изложение До свидания, мальчики! Балтер Б. И. Балтер До свидания, мальчики! В ту весну мы кончали девятый класс. У каждого из нас были планы на...
  15. Сочинение Героизм как высшее проявление разума Как часто мы слышим о каком-либо героическом поступке того или иного человека. Среди нас живут люди, которые способны на поступки,...
  16. Требования к написанию эссе Требования к эссе: Представление собственной точки зрения Аргументация фактами Теоретическое обоснование Использование терминов Использование цитат Представление различных точек зрения Самостоятельность...
  17. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор материла Кротикова Люболвь Ивановна Место работы, должность МКОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Саратовской области, учитель русского...
  18. Учебник. Сочинение-сказка Жил-был учебник по украинской литературе. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему учились разные ученики. Те, которые были...
  19. Последние произведения Хемингуэя С началом второй мировой войны наступил значительный перерыв в творческой деятельности Хемингуэя. В 1941 году он в качестве военного корреспондента...
  20. Творчество Пришвина в советские годы Какое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы —...
« Описание об интересном человеке: Лина Костенко
Центральный персонаж пьесШекспира: исторической хроники «Генрих IV» и комедии «Виндзорские насмешницы» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения