«Тамбовская казначейша» Лермонтова (1837 — начало 1838)
В этой поэме Лермонтов вступает на путь последовательного реалистического изображения современной жизни. Нарочитой сниженностью тематики, сюжета, системы образов «Тамбовская казначейша» подчеркнуто противопоставлена романтическим поэмам, в том числе и самого Лермонтова. Примыкая по времени создания к «Песне… про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» предстает по отношению к ней в сложных отношениях отталкивания-притяжения.
В одной — далекое прошлое, в другой — современность; в первой — героические характеры, непримиримые конфликты, смертельная ошибка страстей и трагическая развязка, во второй — мелкие характеры, прозаически будничный быт, анекдотический конфликт, венчаемый всплеском городских сплетен и пересудов; реализм одной исполнен высокой романтики, реализм другой предвосхищает сатиру натуральной школы. И хотя в «Тамбовской казначейше» тоже затрагивается тема чести и достоинства личности, но раскрывается она не в героико-поэтизирующем ключе, а в сатирически развенчивающем плане. Воссоздавая в конкретных жизненных подробностях и характерных приметах быт современной русской провинции, Лермонтов вскрывает их неразрывную связь с существующим в России общественным укладом и порождаемым им образом жизни. Провинциальный «микрокосм» отражает сниженно, но зато и более обнаженно «макрокосм» существующей действительности с ее «безгеройностью», засильем бездуховности, меркантильности, мелочных забот и целей.
«Тамбовская казначейша» Лермонтова (1837 — начало 1838)