Театр на уроке литературы
Интегрированный урок «Литература и театр» по народной драме «Озорник Петрушка»
Когда-то знакомство с драматическим произведением начиналось в 5-м классе с пьесы Людмилы Петрушевской «Два окошка», которую ученики с удовольствием читали и в классе, и дома.
Народная драма «Озорник Петрушка» позволяет на одном уроке «охватить» весь текст разом, раскрыть «секреты» драматической формы, проникнуть в сердцевину народной пьесы… и познакомиться с историей возникновения Петрушки, таким близким и знакомым по новогодним представлениям и народным гуляниям.
На таком уроке можно не просто прочитать драму, а «превратить» детей в артистов и позволить им сыграть понравившиеся роли, используя кукол, сшитых собственными руками.
Сколько среди ребят застенчивых, неловких, боязливых! А если они играют в кукольном театре, то защищает ширма и куклы соединяют их с людьми. Трудно найти другой вид творческой деятельности, которая давала бы возможность для такого разностороннего развития. Тут и сочинительство, и художническая фантазия.
И умение владеть собой, и отработка дикции, и развитие моторики рук, и чувство ритма, и коллективный труд, и многое-многое другое.
Подготовка к такому уроку нужна обязательно. Заранее прочитывается пьеса, по желанию распределяются роли, рисуются эскизы кукол. Нужны занятия и по изготовлению куклы .
Дома вместе с детьми с удовольствием шьют кукол и родители. Каждую сцену пьесы отдельно репетирую с «артистами», соединять в спектакль буду только на уроке. Пока идет подготовка к уроку, наблюдаю огромное нетерпение ребят, ожидающих начало представления.
1. Работа над особенностями драмы
— Что называется фольклором? Какие жанры фольклора вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся с народным театром.
— А кто из вас был в современном театре?
В Челябинске много театров . Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши. У нас на уроке тоже есть афиша народной драмы «Озорник Петрушка».
Ученики открывают учебники и отвечают на вопросы учителя.
— Из скольких частей состоит драма?
— Как эти части называются?
Вывод. Драма — это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
— Как называется разговор двух или более действующих лиц?
Пьеса основана на разговорах, диалогах действующих лиц. Иногда в скобках мы встречаем замечания для артистов, например: Петрушка . Эти замечания называются Ремарками. Найдите в пьесе ремарки и прочитайте их.
— В современном театре вы обязательно увидите оформление сцены. Если действие происходит в лесу, то на сцене будут нарисованы деревья. Если действие происходит во дворце, то сцена будет оформлена «под дворец». Оформление сцены называется Декорацией.
В процессе работы над театральной лексикой на доске появляются слова: Афиша, сцена, драма, диалог, ремарка, декорации.
Но в народном театре зачастую, не было декораций, не имел театр и особых зданий.
— Почему, когда мы говорим о народном театре, мы говорим «народная драма»? Что значит «народная»?
2. Работа по картине Б. М. Кустодиева «Масленица»
Художник Борис Михайлович Кустодиев любил рисовать этот праздник. У него есть несколько картин, посвященных Масленице. Рассмотрим их
На праздники — Святки и Масленицу — разыгрывались кукольные народные представления.
— Каким настроением пронизана картина?
— Что мы видим в центре картины?
— Попытаемся озвучить картину. Что мы услышим?
— Раздольный, красивый праздник Масленица.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных…
Посмотрите, все — в снегу, даже церкви одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани; разрумянились лица людей; сверкают на солнце медные бляшки сбруи; лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущих по сугробам. Картина захватывает своей широтой, радостным цветением красок.
— Какие краски использует Художник?
, обращаясь к картине «Масленица» 1919 года — см. на с. 5).
Уроженец Астрахани Б. М. Кустодиев навсегда сохранил любовь к жизни провинции. На его полотнах запечатлены красочные базары, гуляния, пестрые вывески, а также портреты его современников. Пока позволяло здоровье, художник с удовольствием путешествовал, пристально наблюдал, много учился. К сожалению, последние пятнадцать лет он провел в инвалидном кресле. Но несчастье не сломило художника.
Все, что он любил, Кустодиев отразил в своих картинах. Именно во время болезни были созданы самые жизнерадостные картины, как, например, «Масленица». Художником воссоздан точный колорит эпохи, портреты людей самых различных сословий: перед нами и важные купцы, и крестьяне, и мещане. Кустодиев всегда стремился передать красоту жизни, погружая зрителя в мир радости.
В картине продумано все: и цвета, и расположение фигур, и жесты. Важен и пейзаж как обобщенный образ русской природы.
— Где давал представления кукольный театр?
3. Воспоминания о праздновании Масленицы, театре Петрушки
Учитель. На широкой площади расположены балаганы, где проходили кукольные представления. Мстислав Валерианович Добужинский, театральный художник, вспоминает: «Самым веселым временем в Петербурге была Масленица и балаганы.
Весь город тогда наполнялся веселым и праздничным звоном бубенчиков.
Приближаясь к Марсову полю, где стояли балаганы… я слышал, как в звонком воздухе стоял над площадью веселый человеческий гул и целое море звуков — и гудки, и писк свистулек, и заунывная тягучка шарманки, и гармонь, и бубен…
Балаганы — это высокие желтые дощатые бараки, на всех расцветали трехцветные флаги. Внутри балаганов было холодно, они согревались лишь дыханием публики, и несчастные актеры говорили сиплыми голосами из последних сил.
Гнусавил и Петрушка, выскакивая из-за ширмы, и я не мог оторвать глаз от его судорожных движений и ликовал… когда он колотил своей дубинкой и полицейского, и черта, и всегда сам воскресал невредим.
И сколько на каждом шагу было соблазнов! На лотках красовались пряники, грудами лежали леденцы».
Главным героем ярмарочных балаганов был, конечно, Петрушка. Вот видите, и вы, ребята, засмеялись. А ведь такими словами начинал свое представление Петрушка в XIX веке.
Только в те времена он был горбатым и с длинным страшным носом, а у нашей Тани он получился веселым и добрым.
4. Стихи о Петрушке
— О русском Петрушке писали и Н. А. Некрасов, и Ф. М. Достоевский, и Максим Горький, и наши современники.
5. Кукольное представление «Озорник Петрушка»
6. Беседа по пьесе
Современным детям трудно понять суть конфликта драмы, им непонятно поведение Петрушки, жалко героев пьесы, которых он колотит без разбора. Отсюда задача учителя — помочь выйти на этот конфликт.
— Почему пьеса называется «Озорник Петрушка»?
— Какими определениями мы еще можем «наградить» Петрушку? Он «озорник»…
— Так почему народ так любил Петрушку? Вы ни одного доброго слова про него не сказали.
— Почему бедные люди не любили полицейского, султана ?
— Каким изображается доктор в драме? Почему он все время спрашивает: «Где болит?»?
— Мог бедный народ вот так, в жизни, расправиться со своими обидчиками, как это делает Петрушка?
Вывод. Петрушка стал любимцем народа потому, что он умел, пусть смешно и весело, пусть только на кукольной маленькой сцене, победить своих врагов, наказать зло и утвердить справедливость.
7. История Петрушки в рисунках и фотографиях
Фото можно взять в книгах Н. И. Смирновой «И… оживают куклы». М.: Детская литература, 1982; Народный театр. М.: Советская Россия, 1991 .
Петрушку уже в XVII веке хорошо знали и любили в России. Его стали называть еще и Петром Петровичем Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем. А на юге Украины, в Одессе — Ванькой Ру-тю-тю.
У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря «из-под каменного моста аптекаря», обучался солдатскому делу, сражался с чертом и Смертью. Всего таких сцен было больше двадцати.
Но кукольники никогда не показывали их сразу.
В зависимости от настроения публики кукольники решали, какие сцены играть.
Самой сильной и выразительной была сцена встречи Петрушки со Смертью. Петрушка убивал Городового, за это Смерть собиралась утащить его в ад.
8. Подготовленные ученики разыгрывают диалог
Петрушка. Эй, человек, тебя как звать?
Смерть. Я, Смерть, тебя с собой зову!
Петрушка. Что? Ты похожа на сову.
Смерть. Я Смерть, и взять тебя пришла!
Петрушка. Другого, видно, не нашла?
Смерть. Твой смертный час пришел, Петрушка!
Петрушка. Иди-ка к черту ты, старушка!
— Почему Петрушка побеждает Смерть?
Вывод. Петрушка борется с несправедливостью — и с ним трудно справиться.
9. Работа с отрывком из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»
Задаю вопрос на внимательность: какие музыкальные инструменты сопровождали выступления Петрушки?
Такой знаменитый герой, как Петрушка, упоминается не только в стихах поэтов. Ему посвящен целый балет «Петрушка», и сочинил его композитор И. Ф. Стравинский. Он вспоминал: «Когда я сочинил эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр.
Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял», стараясь придумать название для сочиненной музыки.
«И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран».
— Послушайте отрывок из балета. Какие музыкальные инструменты вы услышите?
Примерный комментарий учителя. Балет «Петрушка» поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку балета, как будто видишь перед собой картину веселого праздничного гуляния.
Зримость образов — характерная черта музыки И. Ф. Стравинского. Композитор умело использует прием звукоизображения. Мы слышим шум ярмарки, веселый разговор, заунывное звучание шарманки, грустный танец балерины, которую оживил фокусник.
В оркестровом сопровождении вначале слышится диалог струнных и духовых инструментов — скрипки и флейты. Затем по нарастающей в оркестре наслаиваются голоса всех инструментов: струнных — альты, виолончели; духовых — кларнет, гобой, фагот, трубы; ударных — малый и большой барабаны, литавры, колокола. Роль ударных значительна — они выбивают четкий, упругий ритм, которым пропитана музыка балета.
И. Ф. Стравинский нашел особые средства музыкальной выразительности и для портрета Петрушки. Колоритное сочетание инструментальных тембров , смена мажора и минора — все это создает трагически исступленный образ ярмарочного героя.
Николай Яковлевич Мясковский, советский композитор, народный артист СССР, говорил: «А «Петрушка» — это сама жизнь: вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового неподкупного веселья, такой безудержной удали…»
10. Домашнее задание
Народное представление, как и у нас, проходило без декораций. Объясняю слово Декорация.
Нарисуйте с помощью карандашей и красок декорации к спектаклю «Петрушка». Некоторые из вас могут попробовать примерить на себя роль драматурга: сочините продолжение встречи Петрушки и Цыгана.
Цыган.
Я цыган Замора Из цыганского хора, Пою басом, Запиваю квасом, Заедаю ананасом!
Петрушка.
Ты зубы-то мне не заговаривай, Говори, что надо, да проваливай.
Цыган.
Мой знакомый Фома, Который совсем без ума, Говорил, что тебе хорошая лошадка нужна. Вот я и пришел лошадь продавать.
Живое отношение к драматическому действию как к сиюминутному протекающему событию, своя точка зрения на происходящее на сцене — это творческий процесс, в котором огромную роль играют образное мышление и творческое воображение.
Каждый тип творческих заданий по-своему помогал в постижении конфликта, проникновению в драматический характер, авторский замысел в целом.
Мы раскрывали язык драмы с помощью кукольного представления. Творческие задания одновременно формировали саму способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве.
Театр на уроке литературы