Телегин и Рощин герои, которые идейно цементируют всю трилогию
В романе «Сестры» им уделено неодинаковое внимание. Подробнее обрисован Телегин молодой инженер, глубоко порядочный человек, патриот. Он не имеет определенных политических взглядов, но сама действительность заставила его задуматься и над судьбами России, и над судьбами своего народа.
Во время забастовки на заводе, находясь среди рабочих, Телегин «чувствовал, как все в нем дрожит испуганно-радостным возбуждением». Его заподозрили в сочувственном отношении к рабочим и увольняют с завода. Участие в войне, плен, побег и снова работа на заводе обострили внимание Телегина к жизни, к ее процессам. Он с любопытством присматривается к рабочим, особенно к Рублевым, отцу и сыну. Прислушивается к разговорам в очередях за хлебом. И вдруг он, любимый и любящий, спрашивает себя, будет ли он счастлив при виде голодных и несчастных людей. «Кругом все было неясно, смутно, противоречиво, враждебно этому счастью». Телегин осознает, что «так жить дальше нельзя: на ненависти построены государства, ненавистью проведены границы, каждый из вас — клубок ненависти — крепость с наведенными во все стороны орудиями». Ему хотелось сказать всем людям: «Опомнитесь, бросьте оружие, разрушьте границы, раскройте двери и окна жизни… Разве не видите, что вы все еще во тьме отжитых веков…». И как бы иллюстрацией к его мыслям, что люди пребывают «все еще во тьме отжитых веков», явилась картина убийства Распутина, невольным свидетелем которой он стал.
Здравомыслие позволило Телегину уловить разницу между инженером Струковым, который утверждал, что после революции не будет «ни государства, ни армии, ни губернаторов, ни городовых… Сто восемьдесят миллионов косматых людей», и рабочим Рублевым: «Васька Рублев — вот это революция… А ты, Струков, нет. Уж очень ты шумишь, заумно разговариваешь…». Как прорыв тьмы «отживших веков» Телегин воспринял Февральскую революцию.
А. Толстой не случайно несколько раз говорит в романе о распространении листовок большевиками. Известно, что в годы войны (июль 1914 — февраль 1917 года) большевики выпустили примерно два миллиона экземпляров листовок, распространив их в столице около полумиллиона К «Казалось,- многим, в том числе и Телегину не может быть больше ни войны, ни ненависти, казалось,- нужно еще куда-то, на какую-то высоченную колокольню вздернуть красное знамя, и весь мир поймет, что мы все братья, что нет другой силы на свете,- только радость, свобода, любовь, жизнь…».
Однако в жизни страны ничего не изменилось. Рабочие продолжали волноваться, требовали прекратить войну и передать власть Советам. Телегин пытался выступать на рабочем митинге, но его стащили с трибуны, а большевик Василий Рублев сказал ему: «… ты нам не враг, зачем же ты чепуху несешь, у тебя в голове мусор». И пообещал, что скоро будет социальная революция. Сам Иван Ильич под воздействием жизни (в том числе и Василия Рублева) приходит к правильному выводу: «В сущности — что изменилось с февраля? Царя убрали, да беспорядка стало больше… Не знают они России, эти профессора (члены Временного правительства. Русский народ — страстный, талантливый, сильный парод… Да, видимо, придется увидеть нам очень серьезные события».
Вера в народ, понимание его сущности сильнейшая сторона мировосприятия Телегина. Она-то и стала основой той эволюции Ивана Ильича, которая произойдет с ним в последующих частях трилогии. По-иному реагирует на события, последовавшие после Февральской революции, Рощиц. Он потрясен развалом фронта. Даже встретившись с дорогими ему людьми Катей, Дашей, Телегиным, он слушал их, «как сквозь сон». Он считал, что Россия погибла «с той минуты, когда на? добросил оружие…».
Итак, «Сестры» — крупное художественное творение А. Толстого, социальный роман о судьбах России в переломную эпоху и о судьбах лучших русских интеллигентов, судьбах, определяемых развитием революции. Мы можем полностью присоединиться к мнению автора монографии о Толстом-художнике: «уже первая часть трилогии выходит далеко за рамки семейно-бытового романа и не ограничивается историей личных отношений, любовных перипетий четырех основных героев трилогии. Их судьбы уже в первой книге соотнесены с судьбами России».
Телегин и Рощин герои, которые идейно цементируют всю трилогию