«Тельняшка с тихого океана» В. Астафьева
В узком смысле автобиография является документом, содержащим метрические, анкетные данные. К литературной автобиографии, которая представляет большой интерес с точки зрения композиционно-речевой структуры, относятся тексты, являющиеся в своем большинстве рассказами от первого лица об основных событиях, периодах, ключевых моментах жизни автора, основанных на идентичности автора и повествователя или на том, что автор является прототипом героя. Эти тексты характеризуются ретроспективной установкой, объективностью процесса описания всего происходящего с автором в прошлом, соотношением личного биографического времени с временем историческим. В целом в рамках автобиографических текстов находятся такие жанровые формы, как мемуары, исповеди, дневниковые записи, записные книжки, письма и др. Автобиография как таковая — жанр документально-художественных произведений; «эстетическая и или историографическая ценность автобиографии определяется соотношением художественного и документального начал, а также особенностями функционирования каждого произведения: время «выбирает» ценное в произведении». Таким образом, автобиографии можно условно разделить на тексты с преобладающим документальным началом, с точными фактографическими сведениями, и тексты, в которых важна не столько достоверность излагаемых фактов, сколько возможность увидеть глазами писателя его понимание и истолкование своей жизни и творческого становления. В последнем случае описываемые события, проходя через литературную призму, становятся материалом для творчества; кроме того, факты биографии, известные лишь ее автору и никому другому, не могут быть оспорены и принимаются как истина, в то время как автор мог что-то упустить из виду, забыть, перепутать.
В древнерусской литературе многие произведения словесности несли в себе зачатки феномена автобиографии. Русская автобиография как жанр родилась на почве житийных произведений. Первой русской художественной автобиографией стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (конец XVII в.
). Оригинальные русские жития-биографии послужили историческим истоком современных жанров повести-биографии и повести-автобиографии. В разное время с теми или иными целями, стремлениями, с различной степенью психологизма, искренности, чистосердечности, ироничности, самокритичности и проч. к созданию произведений автобиографического характера обращались Д. И. Фонвизин, А.
С. Пушкин, А. И. Герцен, М. Горький, Б. Л. Пастернак, О.
Э. Мандельштам, А. И. Солженицын и многие другие. Но если изначально автобиографический текст выстраивался как жизнеописание, где все события представлены в хронологической последовательности, продиктованной жесткой схемой житийного жанра, то в современной автобиографической прозе «все большее значение приобретают временные смещения, устанавливающие план непосредственного наблюдателя — очевидца и участника событий прошлого, утверждается принцип ассоциативного сцепления эпизодов, сцен, воссоздающих прерывистые воспоминания повествователя». Многие художественные произведения В. П.
Астафьева, например, «Последний поклон», «Царь-рыба», отмечены «повышенной ролью автора, автобиографического героя» . Они автобиографичны по замыслу, но не являются автобиографией как таковой.
Повествователь либо творчески переосмысливает собственное «я», предлагая читателю своего рода интерпретированную биографию (чаще всего рассказывается о детстве), либо описывает события, произошедшие когда-либо с «я», но без развернутых биографических сведений. Такую организацию произведений Астафьева можно условно назвать стилизованной автобиографией и вывести обобщенный, варьирующийся в зависимости от идеи и художественного замысла конкретного произведения «жизненный путь» рассказчика и рефлексирующего «я», базирующийся на художественно переосмысленной реальности, но отражающий действительные (реальные для Астафьева-автора) биографические вехи: тяжелое, голодное довоенное детство, ранняя потеря родителей, жизнь в семье бабушки, детский дом, ранение на фронте и т. д. В рассказе «Тельняшка с Тихого океана» можно наблюдать совокупность стилистических и языковых особенностей «автобиографических» произведений Астафьева: повествование от первого лица, нелинейность, многоплановость и детальность воспоминаний, особое внимание к подробностям, объемная и временная неравномерность композиционных частей, многочисленные размышления автора о волнующих его в прошлом и настоящем проблемах и «вечной» теме — смысле человеческой жизни, образность языка, богатство сравнений, эпитетов, цитат. По определению автора, данному им в эпилоге, рассказ является «нечаянной» исповедью «о жизни и судьбе провинциального писателя»5.
Астафьев не случайно использует устойчивые элементы одной жанровой структуры в другой. Исповедальность — особая черта его «автобиографической» прозы, выражающаяся в предельной открытости автора читателю и искренности выражаемых чувств, суждений, — реализуется наиболее целенаправленно с помощью взаимодействия жанров, т. е. жанровой транспозиции. Здесь «привнесенным» жанром становится жанр письма, служащий «регулятором и катализатором дальнейшего действования с текстом»6 , и в данном случае канонически предполагает двустороннее общение, необходимое автору для организации «автобиографического» рассказа.
«Тельняшка с тихого океана» В. Астафьева