Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890-х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа — учитель греческого языка Беликов. Это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло». Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность.
Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою жизнь Беликов чего то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» — пишет Чехов.
Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша Гималайский, все понятия о счастье свел к одному — собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» — восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».
Последний рассказ трилогии — «О любви» — повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества — неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.
Чехов — мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, — это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.
Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».
Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.
Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.
Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.
Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».
Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова