Тема «футлярности» в рассказах Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, — «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут что-то вокруг себя изменить. В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который… защитил бы его от внешних влияний». Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло», привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете.
В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного — иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретенной земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и все больше — на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира.
Таков был его футляр — клочок земли и несколько кустов крыжовника. Рассказ «О любви» ведется от имени помещика Алехина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребенка. Чем чаще Алехин бывал в ее доме, тем больше привязывался к ней и ее семье.
Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду». Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить ее семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алехину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни… всего этого дома», где его так любили и где ему так верили.
В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, — это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы ее участь героини совсем иного произведения — Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей?
Как быстро угасла бы ее любовь к Алехину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы. В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, — ужасную безнадежность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив ее одним точным словом — «футлярность». Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» — но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков.
Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях — футляры «всех форм, цветов и размеров».
Тема «футлярности» в рассказах Чехова