Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева
Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.
Н. А. Некрасов
План
1. Философичность лирики Тютчева.
2. Окружающий мир и взаимоотношения поэта с ним.
3. Стихия и гармония как основы мироздания.
Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.
Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.
Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в форме четверостиший . Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма использовалась только для шуточных стихов и эпиграмм.
Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта — он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир — таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:
Уж в пристани волшебный ожил челн;Прилив растет и быстро нас уноситВ неизмеримость темных волн…И мы плывем, пылающею безднойСо всех сторон окружены.
Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. В одном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час «в ночи всемирного молчанья», в час «явлений и чудес» .
Единению человека с природой противопоставляется их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек — тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:
Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободеРазлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хореДуша не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?
«Мыслящий тростник» и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов . Тютчев часто обращается к тематике стихии.
Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури , возникают образы дня и ночи . Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое» и узнать истину .
Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления — как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях — призыв поэта ко всем поколениям его читателей.
Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева