Тема гуманизма в исторических романах Бехера
Начиная с 1936 года появляется новый аспект в раскрытии темы родины — прошлое. Бехер стремился с марксистских позиций осмыслить исторический путь своего народа и развитие немецкой культуры, чтобы выявить те наиболее ценные национальные традиции, которые могли бы стать духовной опорой для современных борцов против гитлеризма. Прежде всего, Бехер обратился к эпохе Возрождения. Он воспевал вождей немецких народных движений конца XV — начала XVI века, а в эпической поэме «Лютер» (1938) перед читателем предстали центральные события той эпохи — Реформация и Крестьянская война 1525 года. Бехер всегда стремился найти «определяющую точку», которая «предоставляет возможность смотреть в корень вещей». В данном, случае такой «определяющей точкой» стало отношение Лютера к народу. Сила Лютера в начале Реформации, подчеркивает Бехер, состояла в том, что он выражал общедемократические, а значит, и «мужицкие» стремления. Ощущая народную поддержку своим реформам, Лютер действует смело, решительно и одерживает победу в очень тяжелых условиях. Трагедия Лютера началась тогда, когда он стал отходить от народа.
Бехер вводит в действие немецкий народ — сначала в виде массы восставших крестьян, которые решили с оружием в руках осуществить провозглашенный Лютером тезис о равенстве всех людей, а затем в символическом образе мятежного пламени, которое искушает Лютера. В смятении он проклинает живое пламя, отрекается от крестьян: бывший титан становится жалким. Косвенно, через фигуру Лютера Бехер раскрывает предательскую роль немецкой буржуазии, которая из страха перед народной революцией встала на сторону реакционных сил.
Великим деятелям немецкой культуры — от Вальтера фон дер Фогельвейде до Фридриха Геббеля — Бехер посвятил группу сонетов. Один из лучших среди них — это сонет о Рименшнейдере. Через образ Христа у Рименшнейдера Бехер наглядно и глубоко раскрывает общую социально-эстетическую позицию этого замечательного скульптора эпохи Возрождения. Сонет строится, как требовал в свое время Лессинг, не как холодное описание готового произведения, а как живой рассказ о процессе его создания. Искусство Рименшнейдера, свидетельствует сонет, выражало горе и протест народа, было актом борьбы за его свободу. В этом Бехер видел важный урок для современных немецких писателей.
В других произведениях Бехер тоже стремился раскрыть прежде всего духовный подвиг, национальное значение труда своего героя. В сонете о Бахе «звучит» его музыка, читатель живо ощущает ее величие, мощь и высокую гармонию. В сонете о Гельдерлине вырисовывается благородный образ писателя-патриота, разделяющего страдания своего народа и мечтающего о его торжестве. В сонете о Гете Бехер воспевает великую творческую силу гения, которая не хочет покориться даже смерти. В поэме о Гриммельсгаузене герой тоже характеризуется прежде всего через его деяние — роман о Симплициссимусе. В этом крупнейшем произведении немецкой литературы XVII века Бехер высоко ценит гневное осуждение войны, затеянной правящими классами, смелый реализм в изображении народных бед и страданий и светлую мечту о мире, о социальной справедливости.
Бехер не замыкался в пределах национальной традиции. В его сборниках второй половины 30-х годов мы найдем стихотворения о Данте, сонеты о Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сервантесе, Шекспире и Рембрандте. Бехер использует внутренний монолог, рассказ от первого лица, характеристику через действие, через основную направленность творчества художника и другие средства, мастерски раскрывая те стороны в деятельности великих гуманистов Возрождения, которые представляют непреходящую ценность и в наши дни.
К классическому наследию Бехер подходил не как эпигон, а как поэт-коммунист, руководствующийся эстетикой социалистического реализма. Он вдохнул новую жизнь в традиционные формы классической поэзии: поэмы, сонеты, баллады, гимны, в пейзажную и интимную лирику, в стихотворные новеллы, сатирические гротески, терцины, песни. Соотношение эпического, лирического и драматического начал сильно изменялось в различных его поэмах. Так, наряду с объективным эпическим повествованием, где важнейшую роль играет характеристика через действие и драматические столкновения («Лютер»), мы встречаем поэму о Гриммельсгаузене, где гораздо большее значение приобретают лирические отступления и, наконец, недраматическую форму лирико-философской поэмы («Деревянный домик», «Ялта»), где в центре стоит личность самого поэта, явно преобладает лирическое начало и все произведение строится как цепь раздумий о судьбах антифашистов, немецкого народа, Германии. Так же различны композиция и вся система изобразительных средств поэм.
Тема гуманизма в исторических романах Бехера