• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

 

Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

Для того времени, бесспорно, прогрессивное общественно-политическое значение имело настойчивое обращение Пушкина к образу Петра I. Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина в “Стансах” (1826) – первом и очень значительном литературно-политическом выступлении поэта после его возвращения из ссылки. Обращенное непосредственно к Николаю I и написанное вскоре после его коронации, стихотворение Пушкина являлось своего рода аналогией традиционным одам на восшествие на престол нового царя. Именно так оно и было воспринято некоторыми современниками, которые усмотрели в нем измену поэта своим прежним убеждениям и лесть самодержцу. Однако не только по своей жанровой форме – интимно-лирические стансы, но и по своему общему тону стихотворение Пушкина отнюдь не являлось хвалебно-торжественной одой. Предельно лаконично даже для Пушкина и вместе с тем с большим внутренним жаром поэт формулирует в нем и своеобразный “наказ” новому царю, и одновременно свою политическую платформу в новых общественно-политических условиях последекабристского периода.

Молодой Пушкин был воспитан на идеях философов-просветителей XVIII в., считавших, что преобразование общества может быть достигнуто в результате деятельности “просвещенного монарха”, который, обладая громадными возможностями, вполне способен такое преобразование осуществить. Именно в связи с этим особое внимание просветителей привлекала к себе личность и деятельность царя-преобразователя Петра I, являвшегося как бы наглядным историческим подтверждением правильности и осуществимости их политической концепции. Просветительская концепция явственно отразилась и в “вольных стихах” Пушкина. Позднее в ряде стихов периода южной ссылки Пушкин отошел от нее, делая ставку не на монархов, а на борющиеся с ними “народы”. Но уже тогда у него стали возникать сомнения в эффективности такого пути.

Трагическая неудача освободительного движения декабристов утвердила его в этих сомнениях. В записке “О народном воспитании” (1826), которую в качестве своего рода экзамена на политическую благонадежность Николай I поручил написать Пушкину почти сразу же после возвращения его из ссылки (экзамена, который поэт не выдержал: записка совершенно не удовлетворила царя), поэт достаточно точно сформулировал свое понимание “трагедии” декабристов. Она заключалась, по его словам, в “ничтожности… замыслов и средств”, т. е. в малочисленности участников движения, в отсутствии в нем народа по сравнению с “необъятной силой правительства, основанной на силе вещей”. И вот мысль Пушкина снова обратилась к пути, указанному философами-просветителями. В облике Николая I, в манере его обращения с поэтом, в либеральных политических посулах Пушкину почудилось сходство с Петром I, как почудилось оно и некоторым декабристам “(“другим Петром Великим” называл Николая I в письме к нему из Петропавловской крепости А. А. Бестужев). Направить “необъятную силу” царя в прогрессивное русло, всячески укреплять его в намерении идти по пути обещанных им преобразований, подчеркивая “семенное сходство” с его “пращуром”; ставя ему в пример личность и деятельность Петра I, в этом и заключается как пафос “Стансов”, так и непосредственная побудительная причина возникновения у Пушкина петровской темы, которая становится одной из основных тем его творчества после 1825 г.

В своем изображении Петра I поэт следует давней и прочной ломоносовской традиции, развивая представление о Петре как о царе-просветителе, властно двинувшем страну вперед, “вечном работнике” на пользу родины. Петр Ломоносова – “строитель, плаватель, в полях, в морях герой”. М. В. Ломоносову вторит Г. Р. Державин, Петр которого – “вождь, законодатель, строитель, плаватель, работник, обладатель”. И вспомним знаменитые пушкинские строки:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Но если Ломоносов приравнивал очередного монарха к Петру I, который якобы оживал в деятельности каждого из них, то Пушкин не приравнивает Николая I к Петру I, а лишь убеждает его “во всем быть подобным” своему “пращуру” – править по законам “правды”, быть царем-патриотом и – это уже прямо в духе философов-просветителей – “самодержавною рукою” смело сеять просвещение, “неминуемым следствием” которого должна явиться “народная свобода”. И только в том случае, если Николай пойдет путем Петра, будет оправдано то мрачное, что произошло при вступлении его на престол. Поэт, который при первой встрече с новым царем на прямой вопрос последнего, где бы он был, случись он 14 декабря в столице, не обинуясь, ответил: на площади, с восставшими (проявив и в данном случае немалую смелость).

Но независимо от того пушкинские “Стансы” были проникнуты безусловно прогрессивным духом. Недаром так высоко оценил их в своих знаменитых пушкинских статьях В. Г. Белинский, причисляя к “перлам поэзии Пушкина” и особенно восхищаясь “словно изваянным” в них образом Петра: “Какое величие и какай простота выражения! Как глубоко знаменательны, как возвышенно благородны эти простые житейские слова – плотник и работник!..”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Осмысление исторической противоречивости власти Петра I в трагедиях Пушкина Рисуя Петра I, Пушкин развивал основные мотивы “Стансов” (“На троне вечный был работник” и “Самодержавною рукою он смело сеял просвещенье”)....
  2. Образ Пушкина в стихотворном цикле “Тема с вариациями” Центральное положение в образной системе цикла занимает образ Пушкина, явно или скрыто присутствующий во всех стихотворениях цикла, кроме последнего. Образ...
  3. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе...
  4. Первая публикация стихотворения “Пир Петра Первого” Стихотворение “Пир Петра Первого” было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала “Современник”. Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к “Путешествию...
  5. Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава” В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической...
  6. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  7. “Высокий жребий” русского народа отраженный в творчестве Пушкина Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности той исторической эпохи, современником которой он был. Пушкин...
  8. Историческое произведение из эпохи Петра I “Полтава” В “Полтаве” Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая...
  9. Размышления о творчестве Петра Кожевникова Писатель – основной хранитель слова, которое “было вначале”, посему он, писатель, наиболее близок к вечности. Его основное предназначение – воспроизведение...
  10. Черты реалистической эстетики в творчестве Пушкина Свобода выбора, свобода совести при произнесении приговора – все это детерминистские реалистические требования. Критики часто говорили о вкусе. Каждый понимал...
  11. Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать...
  12. Рождение поэта (эссе о творчестве Пушкина) С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать...
  13. Человеческое величие в стихотворении “Пир Петра Первого” Совершенно очевидно, что главное в этой версии – концепция Пушкина, предложенная им современникам и потомкам. В чем ее смысл? Истинно...
  14. Краткое содержание романа Пушкина “Арап Петра Великого” “В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим”. Раненый в...
  15. Творческая история “Пира Петра Первого” Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то...
  16. Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого...
  17. Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе “Арап Петра Великого” Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными...
  18. Образ “воина свободы” в стихотворениях Пушкина О революционных настроениях Пушкина в эту пору красноречиво свидетельствуют записи из дневника кишиневского сослуживца поэта, князя П. И. Долгорукова. Так,...
  19. Михайловский период в творчестве Пушкина Пушкин пишет в эту пору в самых различных жанрах: от острой “летуньи” эпиграммы до философского драматического этюда, социальной и исторической...
  20. Фабула пушкинского романа “Арап Петра Великого” Аналогия между петровским временем как тем, чему должно следовать, и современной Пушкину русской действительностью в “Стансах” проводится в лирическом ключе,...
« Немецкая молодежь сегодня
Краткое содержание повести Железникова “Каждый мечтает о собаке” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения