• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

 

Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

Для того времени, бесспорно, прогрессивное общественно-политическое значение имело настойчивое обращение Пушкина к образу Петра I. Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина в «Стансах» (1826) — первом и очень значительном литературно-политическом выступлении поэта после его возвращения из ссылки. Обращенное непосредственно к Николаю I и написанное вскоре после его коронации, стихотворение Пушкина являлось своего рода аналогией традиционным одам на восшествие на престол нового царя. Именно так оно и было воспринято некоторыми современниками, которые усмотрели в нем измену поэта своим прежним убеждениям и лесть самодержцу. Однако не только по своей жанровой форме — интимно-лирические стансы, но и по своему общему тону стихотворение Пушкина отнюдь не являлось хвалебно-торжественной одой. Предельно лаконично даже для Пушкина и вместе с тем с большим внутренним жаром поэт формулирует в нем и своеобразный «наказ» новому царю, и одновременно свою политическую платформу в новых общественно-политических условиях последекабристского периода.

Молодой Пушкин был воспитан на идеях философов-просветителей XVIII в., считавших, что преобразование общества может быть достигнуто в результате деятельности «просвещенного монарха», который, обладая громадными возможностями, вполне способен такое преобразование осуществить. Именно в связи с этим особое внимание просветителей привлекала к себе личность и деятельность царя-преобразователя Петра I, являвшегося как бы наглядным историческим подтверждением правильности и осуществимости их политической концепции. Просветительская концепция явственно отразилась и в «вольных стихах» Пушкина. Позднее в ряде стихов периода южной ссылки Пушкин отошел от нее, делая ставку не на монархов, а на борющиеся с ними «народы». Но уже тогда у него стали возникать сомнения в эффективности такого пути.

Трагическая неудача освободительного движения декабристов утвердила его в этих сомнениях. В записке «О народном воспитании» (1826), которую в качестве своего рода экзамена на политическую благонадежность Николай I поручил написать Пушкину почти сразу же после возвращения его из ссылки (экзамена, который поэт не выдержал: записка совершенно не удовлетворила царя), поэт достаточно точно сформулировал свое понимание «трагедии» декабристов. Она заключалась, по его словам, в «ничтожности… замыслов и средств», т. е. в малочисленности участников движения, в отсутствии в нем народа по сравнению с «необъятной силой правительства, основанной на силе вещей». И вот мысль Пушкина снова обратилась к пути, указанному философами-просветителями. В облике Николая I, в манере его обращения с поэтом, в либеральных политических посулах Пушкину почудилось сходство с Петром I, как почудилось оно и некоторым декабристам «(«другим Петром Великим» называл Николая I в письме к нему из Петропавловской крепости А. А. Бестужев). Направить «необъятную силу» царя в прогрессивное русло, всячески укреплять его в намерении идти по пути обещанных им преобразований, подчеркивая «семенное сходство» с его «пращуром»; ставя ему в пример личность и деятельность Петра I, в этом и заключается как пафос «Стансов», так и непосредственная побудительная причина возникновения у Пушкина петровской темы, которая становится одной из основных тем его творчества после 1825 г.

В своем изображении Петра I поэт следует давней и прочной ломоносовской традиции, развивая представление о Петре как о царе-просветителе, властно двинувшем страну вперед, «вечном работнике» на пользу родины. Петр Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, в морях герой». М. В. Ломоносову вторит Г. Р. Державин, Петр которого — «вождь, законодатель, строитель, плаватель, работник, обладатель». И вспомним знаменитые пушкинские строки:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Но если Ломоносов приравнивал очередного монарха к Петру I, который якобы оживал в деятельности каждого из них, то Пушкин не приравнивает Николая I к Петру I, а лишь убеждает его «во всем быть подобным» своему «пращуру» — править по законам «правды», быть царем-патриотом и — это уже прямо в духе философов-просветителей — «самодержавною рукою» смело сеять просвещение, «неминуемым следствием» которого должна явиться «народная свобода». И только в том случае, если Николай пойдет путем Петра, будет оправдано то мрачное, что произошло при вступлении его на престол. Поэт, который при первой встрече с новым царем на прямой вопрос последнего, где бы он был, случись он 14 декабря в столице, не обинуясь, ответил: на площади, с восставшими (проявив и в данном случае немалую смелость).

Но независимо от того пушкинские «Стансы» были проникнуты безусловно прогрессивным духом. Недаром так высоко оценил их в своих знаменитых пушкинских статьях В. Г. Белинский, причисляя к «перлам поэзии Пушкина» и особенно восхищаясь «словно изваянным» в них образом Петра: «Какое величие и какай простота выражения! Как глубоко знаменательны, как возвышенно благородны эти простые житейские слова — плотник и работник!..».



Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Осмысление исторической противоречивости власти Петра I в трагедиях Пушкина Рисуя Петра I, Пушкин развивал основные мотивы «Стансов» («На троне вечный был работник» и «Самодержавною рукою он смело сеял просвещенье»)....
  2. Образ Пушкина в стихотворном цикле «Тема с вариациями» Центральное положение в образной системе цикла занимает образ Пушкина, явно или скрыто присутствующий во всех стихотворениях цикла, кроме последнего. Образ...
  3. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе...
  4. Первая публикация стихотворения «Пир Петра Первого» Стихотворение «Пир Петра Первого» было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала «Современник». Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к «Путешествию...
  5. Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава» В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической...
  6. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  7. «Высокий жребий» русского народа отраженный в творчестве Пушкина Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности той исторической эпохи, современником которой он был. Пушкин...
  8. Историческое произведение из эпохи Петра I «Полтава» В «Полтаве» Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая...
  9. Размышления о творчестве Петра Кожевникова Писатель — основной хранитель слова, которое «было вначале», посему он, писатель, наиболее близок к вечности. Его основное предназначение — воспроизведение...
  10. Черты реалистической эстетики в творчестве Пушкина Свобода выбора, свобода совести при произнесении приговора — все это детерминистские реалистические требования. Критики часто говорили о вкусе. Каждый понимал...
  11. Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать...
  12. Рождение поэта (эссе о творчестве Пушкина) С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать...
  13. Человеческое величие в стихотворении «Пир Петра Первого» Совершенно очевидно, что главное в этой версии — концепция Пушкина, предложенная им современникам и потомкам. В чем ее смысл? Истинно...
  14. Краткое содержание романа Пушкина «Арап Петра Великого» «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим». Раненый в...
  15. Творческая история «Пира Петра Первого» Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то...
  16. Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого...
  17. Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе «Арап Петра Великого» Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными...
  18. Образ «воина свободы» в стихотворениях Пушкина О революционных настроениях Пушкина в эту пору красноречиво свидетельствуют записи из дневника кишиневского сослуживца поэта, князя П. И. Долгорукова. Так,...
  19. Михайловский период в творчестве Пушкина Пушкин пишет в эту пору в самых различных жанрах: от острой «летуньи» эпиграммы до философского драматического этюда, социальной и исторической...
  20. Фабула пушкинского романа «Арап Петра Великого» Аналогия между петровским временем как тем, чему должно следовать, и современной Пушкину русской действительностью в «Стансах» проводится в лирическом ключе,...
« Немецкая молодежь сегодня
Краткое содержание повести Железникова «Каждый мечтает о собаке» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения