Тема искусства в пьесе А. П. Чехова «Чайка»
С «Чайки» начинается Чехов — зрелый драматург, смелый театральный новатор, принесший на сцену новое содержание и новые формы. Все то, что Антон Павлович писал для театра до «Чайки», было, конечно, интересно, талантливо, но еще не выходило за пределы установившихся традиций и канонов . До «Чайки» драматургия Чехова уступала по своему значению его прозе. Это произведение открывает классический цикл драматических произведений, выражающих все наиболее глубокие темы, все важнейшие особенности творчества Чехова с новой — по сравнению с чеховской прозой — силой необычайно поэтической сосредоточенности. «Чайка», быть может, наиболее личное из всех произведений Чехова.
Это единственная его крупная вещь, непосредственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает в этой пьесе о своем затаенном — о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье. «Чайка» — пьеса об искусстве и о подвиге. В искусстве побеждает только тот, кто способен на подвиг: подвиг воли, терпения, веры в победу, подвиг труда, смелого изучения правды жизни, непрестанного обогащения и раскрытия души художника. Это пьеса о том, что искусство — дело жизни и смерти, о том, что талант сам по себе еще ничего или почти ничего не значит. «Глупец может обладать талантом, но не сможет его направить», — писал П. И. Чайковский. В «Чайке» утверждается человеческая воля к свободному творчеству, к счастью, к свету, к борьбе со всеми препятствиями, со всем темным, тяжелым, мрачным.
Пьеса проникнута чеховским суровым, трудным оптимизмом — оптимизмом преодоления, оптимизмом подлинной силы, который не прячет голову под крыло от трудностей жизни, а смело расправляет крылья для полета, наперекор всем препятствиям. «Чайка» написана в середине 90-х годов 19 века. Жизнь давала надежду на изменение к лучшему, и Чехов улавливал признаки подъема. Он стремился к цельному мировоззрению, которое для него означало научно-точную, ясную программу действия, знание реальных путей к разумному, справедливому будущему, и с грустью осознавал, что такой ясности у него нет.
В «Чайке», таким образом, отразились и тоска Чехова, и его надежда. Пьеса явилась итогом многолетних раздумий о долге художника, о сущности художественного таланта. Талант — это воля. Воля к подвигу — такова воля истинного художника. А подвиг может возникнуть лишь там, где есть большая цель: счастье Родины, человечества.
Одно лишь честолюбие, любовь к славе не способны сдвинуть горы. Значит, талант — это мировоззрение, потому что «глупец» не сможет направить талант. «Чайка» — беспредельно изящное создание драматического гения Чехова, она проста и сложна, как сама жизнь. Ее подлинная внутренняя тема раскрывается перед нами не сразу, подобно тому, как не сразу мы разбираемся в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, свидетелями или участниками которых оказывается в самой жизни. Автор как бы предлагает нам на выбор различные варианты, разные трактовки и пьесы в целом, и каждого ее поворота, каждой отдельной темы.
Нет ничего праздного, лишнего в совершенном произведении искусства. И тем более нет ничего лишнего у Чехова, у которого «все ружья стреляют». Мы не может не чувствовать жестокой иронии жизни в том, что Треплев , мечтавший о торжестве «мировой воли», «гармонии прекрасной», сам не смог добиться победы своей творческой воли. Чехов, конечно, сочувствует Треплеву, быть может, так же глубоко, как сочувствовал он своим братьям, и не только кровным, а и всем братьям по искусству, всем людям таланта.
Но он, сам прошедший неизмеримо более трудный путь в борьбе за творчество, не мог простить слабость. В рассуждениях Треплева о «новых формах» есть немало и такого, с чем Чехов не только не спорит, но с чем он согласен. Чехов, как и его герой, считает, что театр должен изображать повседневную, будничную жизнь обыкновенных людей, но изображать так, чтобы все будничное и повседневное было освещено внутренним светом поэзии, большой темы, чтобы за непосредственной реальностью было еще и подводное течение. История «подстреленной чайки» — это сюжет лишь для «небольшого рассказа» а не для большой пьесы Чехова. Этот сюжет существует в пьесе только как возможность, которая опровергается всем ходом действия, как намек, который мог бы осуществиться, но не осуществляется.
Изучение драматургии А. П. Чехова — задача сложная. Искусство Чехова — писателя, драматурга — постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Время вносит свои поправки, требуя уточнения бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. Широкий интерес читателей и зрителей к драмам Чехова не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей.
По моему мнению, в сегодняшнее время не хватает писателей, заинтересованных темой искусства, как Антон Павлович Чехов. «Искусство для него было святым делом утверждения правды, красоты и свободы на беспредельно любимой, родной русской земле», — писал В. Ермилов. Ему нужны были союзники в его могучей борьбе против пошлости, мещанства, рабства и лжи. Талант означал для Чехова оружие, которое нельзя было складывать. И он поднял над всеми слабыми и потерявшими веру нежный и гордый образ Чайки с ее прекрасным и свободным полетом к солнцу. Жизнь без ясного, целостного мировоззрения — страшная тягота для художника.
Это постоянная тема раздумий Чехова в «Чайке». Искусство, по убеждению Чехова, тогда не фальшиво, когда оно выполняет свой долг перед народом, указывает пути к будущему, живет жизнью Родины.
Тема искусства в пьесе А. П. Чехова «Чайка»