Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина
В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником «счастья и горя», составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью его лирики на протяжении всей творческой жизни станет тема дружбы. Друзья юности вплоть до 1837 года будут играть немаловажную роль в судьбе поэта.
Лицейское братство, основанное на идеалах «вольности святой», патриотической любви к «отчизне», как писал А. С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву» 1818 года, было овеяно анакреонтическими мотивами, эпикурейской философией наслаждения жизнью в гармонии «любви, надежды… славы», в единстве духовного и физического. Меняются времена, Царскосельский лицей позади, «юные забавы» исчезают, «как сон, как утренний туман». Но дружеские узы, основанные на идее служения Родине, на романтических идеалах свободы и чести, нерасторжимы. Теперь за стенами лицея слышны «души прекрасные порывы», ярче определяются декабристские мотивы. Вера в звезду «пленительного счастья», которой не было чуждо юношеское тщеславие, стремление «нетерпеливою душой» к громкой и яркой славе, которой суждено родиться на «обломках самовластья», — объединяла бывших лицеистов.
Восторженное, полное романтического идеализма, пылкого пафоса послание «К Чаадаеву» как нельзя лучше передает настроение дружеского братства. Но вот уже совсем по-иному звучит стихотворение «19 октября» 1825 года, написанное в ссылке в Михайловском. Здесь превалирует мотив одиночества: Печален я: со мною друга нет, С кем долгую забыл бы я разлуку… Я пью один…
Воспоминания о прошлых счастливых днях лицейского шума и забав уже полны грусти и тоски по ушедшему. Многих сейчас нет и «на брегах Невы»: умер Н. А. Корсаков «под миртами Италии», «кудрявый наш певец»; «чужих небес любовник беспокойный» Ф. Ф. Матюшкин проходит «вечный лед полунощных морей» — многих нет, но лицейское братство несокрушимо: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Лицейское братство есть высший идеал, который поэт хранит в своем сердце.
Святость дружеских уз приводит в «поэта дом опальный» Пущина, Горчакова, Дельвига — вопреки всему они те же «для чести и друзей». Это единственная «сладкая отрада», которая может скрасить «изгнанья день печальный». Той же теме посвящено стихотворение 1826 года «И.
И. Пущину». Дружба — вот непреходящая и непререкаемая ценность. Поэт надеется, что она «дарует… утешенье» сосланному в Сибирь «бесценному» первому другу, как когда-то его «появление» скрасило одиночество Пушкина в Михайловском. Автор свято верит в то, что голос его озарит «заточенье», так как несет в себе свет «лицейских ясных дней», воспоминания о беззаботных временах юности, когда зарождалось священное чувство дружбы. Следуя велению сердца, стараясь поддержать сосланных декабристов своим поэтическим словом, Пушкин все же не полностью соглашается с их идеями.
Явственно это проявилось в стихотворении «Арион» 1827 года. Поэт не отделяет себя от многочисленных пловцов: «Нас было много на челне…», но вместе с тем Пушкин дает понять, что он — всего лишь поэт, певец собственных гимнов, и не упирал «в глубь мощны веслы». И тем не менее «вихорь шумный» политических интриг как для многих декабристов — друзей поэта, так и для него самого стал источником скитаний и ссылок. Только для поэта итогом их стали Одесса, Кишинев и Михайловское, а для многих декабристов — Сибирь.
Именно на сибирские рудники было отправлено вместе со стихотворением «И. И. Пущину» послание «Во глубине сибирских руд…» 1827 года. При расхождении социально-политических взглядов с декабристами поэт остается верен дружеским узам. На первый взгляд, полное гражданского пафоса стихотворение — не что иное, как яркий пример свободолюбивой лирики поэта. Данное произведение в первую очередь — дружеское послание декабристам, товарищам поэта; попытка ободрить, уверить каторжников в том, что «придет желанная пора»: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут, — будет восстановлена справедливость, вознаграждено «душ высокое стремленье».
Поэт не скрывал своей принадлежности к опальным мятежникам — его «свободный глас» стремился в каторжные норы. Таков идеал романтической дружбы, который зародился в стенах лицея, которому служили декабристы, которому был верен сам поэт. Но сколь безгранично А. С. Пушкин был предан дружбе, столь же страстно и беззаветно поэт служил любви. Он с трепетом относился к каждому новому увлечению и всякий раз был полностью поглощен захватившими его чувствами.
В 1825 году в Михайловском Пушкин написал стихотворение «К***» , адресованное А. П. Керн. В этом восторженно-мелодичном, вдохновенном любовном послании прослеживаются элементы биографии поэта: петербургские чудные мгновенья влюбленности и беззаботности, скрасившие тревоги «шумной суеты», рассеялись под порывом «бурь мятежных». Глушь и мрак заточенья в Михайловском озарились — лишь появилась «гений чистой красоты», «мимолетное виденье».
Восторженная влюбленность может заставить сердце поэта биться «в упоенье», воскресить «и вдохновенье, и жизнь, и слезы…». Любовь у Пушкина, как и дружба, — основа основ, возрождающая к жизни. Одним из наиболее ранних адресатов пушкинской лирики стала М. Н. Раевская, с которой поэт познакомился еще в период южной ссылки. Ей посвящено стихотворение «На холмах Грузии…» 1825 года.
Автор провозглашает здесь самоценность любви как чувства, которое полностью захватывает человека, — и не подчиниться ему невозможно: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Это светлое, благодатное чувство, и оно всегда будет таким для поэта. Воспоминания о любви пусть печальны, но они полны света и мира, их «ничто не мучит, не тревожит». Мотив печального успокоения и нежных воспоминаний о великом и сильном чувстве, равных которому, быть может, уже любимая не встретит, прослеживается в стихотворении «Я вас любил…» 1829 года.
Полностью лишенная эгоизма, безмолвная и безнадежная любовь лирического героя имеет своей целью лишь стремление сделать счастливой возлюбленную. Поэт послушно принимает томления ревности как свой удел. Его чувство нетребовательно, искренне и нежно. Время течет, огонь страсти постепенно отгорает. Последним адресатом пушкинских стихов стала Наталья Николаевна Гончарова — возлюбленная и жена поэта.
К умиротворенному, кроткому семейному счастью поэт шел сквозь пыл страсти роковых увлечений Петербурга, романтических встреч периода ссылок. В 1830 году он венчается с Натальей Николаевной и в том же году пишет посвященный ей сонет «Мадонна». Предел желаний Пушкина — «чистейшей прелести чистейший образец». Судьба готовит ему тревожный, гибельный удел, но сейчас поэт стремится к миру и покою «в простом углу» своем.
Идеалы любви и дружества с течением времени неоднократно переосмысливались А. С. Пушкиным, менялось восприятие их сквозь призму личностных переживаний, но они тем не менее не переставали занимать в сознании поэта превалирующего места и оказывали основополагающее влияние на формирование и развитие поэтического образа А. С. Пушкина.
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина