Тема любви в лирике А. А. Блока
Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство любви.
Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось. Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».
Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, «лунную» символику и атрибутику . Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность?
Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму… К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь.
Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии . Преломление и изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней.
Теперь уже это не то обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с уже более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с живым реальным человеком: И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?
Любовь в цикле лишилась той светлой силы, коей она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения: Я так устал от ласк подруги На застывающей земле. И драгоценный камень вьюги Сверкает льдиной на челе. В цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень.
Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.
Кармен в трактовке поэта — это и героиня оперы Бизе , и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести». Эти стихи, отразившие драму вспыхнувшего чувства, черпали свои коллизии не только из событийных мотивов, но и из внутренних, из диалектики души самого автора.
Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.
Тема любви в лирике А. А. Блока