Тема любви в поэзии А. Блока
В литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником «Стихи о Прекрасной Даме» , главная тема которого — переживания поэтом, лирическим ге-роем чувства любви. Появление «Стихов о Прекрасной Даме» было связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них — глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, бу-дущей его жене.
Второе — увлечение лирикой и некоторыми философскими идеями В. С. Соловьева. Образы, сюжеты цикла символичны и двуплановы. Прекрасная Дама — не только образ любимой поэта, но и воплощение радости, гармонии, света. Он хочет приблизиться к ней, но не может, так как отягощен своей земной природой, проклинает земные вериги, отчаи-вается и вновь стремиться к ней. В этом контексте звезды, заря, утро, солнце приобретают символический смысл.
Это не столько конкретные явления природного мира, сколько вы-ражение различных психологических состояний и знаки отношений, которые усиливают-ся между ним и Ею. Так заря, утро — символизируют Ее явления, ночь — воплощает время его разлуки с Ней, торжество земного начала. Лирический герой предстает в цикле в роле странника, идущего к чертогу невесты, или в роли рыцаря, молитвенно склоненного перед Прекрасной Дамой. Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано А. Блоком в 1902 г. Мер-ность, певучая монотонность строк, даже если не вдумываться в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой высокого наполнения: «храмы», «обряд», «мерцанье лампад», «образ», «ризы».
Состояние созерцания, терпеливо-го ожидания Прекрасной Дамы, возвышенная нежность, любовь — вот чувства, которыми проникнуто стихотворение. Оно умиротворяет своим звучанием, но отнюдь не сразу от-крывается в своем смысловом значении. Тайна его — в женском образе, который назван торжественно и величаво — Прекрасная Дама.
В этом образе есть нечто неуловимое, не-земное и, в то же время, сохраняется живое, женское — она «милая». Неслучаен здесь и эпитет «красный»: в блоковской символике красный цвет — влекущий, манящий цвет стра-сти, огня, жизни. В женском образе переплетаются Земное и Небесное, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность , а где мечта и тайна.
В этом стихотворении еще нет контрастности, «двоемирие» не уничтожило цельности ли-рического переживания. Известно, что храм в стихотворении реально представляет собой деревенскую церковь, где юный Блок ждал свою невесту. И лик невесты сливается с обра-зом Прекрасной Дамы.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от противоречий, сомнений и угроз жизни. Любовь в лирике А. Блока порой имеет религиозный, мистический подтекст, при этом черты возлюбленной имеют вполне реальные черты, а само переживание носит автобио-графический характер. Цикл «Кармен» — блестящий образец таких произведений. Благо-даря небывалой легкости каждого образа в десяти небольших стихотворениях представа-ли глобальное, всемировое, общеземное, человеческое и конкретно-личностное. Этот цикл был вызван увлечением Блока оперной певицей Любовью Александровной Дельмас и написан стремительно и вдохновенно.
Стихотворения передают взлет любов-ного чувства, волнения, ожидания, встречи Блока с Дельмас. Внутреннее переживание легко прослеживается. Сначала в сонный входит вихрь смятенная душа и начинает пред-чувствовать забытые бури. Затем рождается чистая страсть «в сердце захлестнула кровь», а в ответ возникают «бушующие созвучия», «творческие сны».
В стихах привлечен оттенок трагизма. Название подчеркивает обращение поэта не просто к Дельмас, но и к ее героине в опере Ж. Бизе «Кармен». С вольной цыганкой и связано восприятие любви во всей ее противоречивости.
Через любовь поэт открывает небывалые горизонты мира. Все стихотворения цикла пронизаны мотивом служения красоте. Кармен — символ изменчивости: чувств, души, мира.
Поэтому нелегко постичь этот образ. В последнем стихотворении образ Кармен воспринят особенно широко — как всемирное бытие. Лирика Блока — явление уникальное в русской поэзии.
При всем многообразии ее пробле-матики и художественных решений его поэзия выступает как единое целое, как одно раз-вернутое во времени произведение. Для всего корпуса лирики Блока характерна повто-ряемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Любовь пони-мается поэтом как встреча с возлюбленной, само ожидание встречи.
Двойственность отличает не только эстетику поэта, но и воплощается в образе возлюб-ленной. В стихотворении «Незнакомка» контрастно соотнесены низкая действи-тельность и высокая мечта лирического героя . Спасе-ние героя в том, что он помнит о существовании любви безусловной: В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне!
Мотив любви в лирике Блоке многопланов. Переживание героем любовного чувства остро и мистично, оно приносит радость встреч и боль расставаний. Любовь у Блока проникнута мотивом служения.
Таким образом, А. Блок вошел в русскую литературу не только как певец родины, но и как певец любви, рыцарь Прекрасной Дамы.
Тема любви в поэзии А. Блока