Тема любви в поэзии Серебряного века
Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, еще раз показали красоту классического русского стиха. Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви.
Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви.
Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ: Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму…
Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».
Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами.
Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком: И как, глядясь в живые струи Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме».
Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения: Я так устал от ласк подруги На застывающей земле. В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок.
Стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести». Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого.
Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты. Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.
С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Стихотворение делится на две части.
В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира.
Мы догадываемся, что незнакомка — девушка легкого поведения , кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин. Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы: И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический прием монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее — столик, где сидит незнакомка.
За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено все мировоззрение поэта — видеть удивительное в обычном и пошлом. Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы — не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности.
Такова и его любовь — чистая, возвышенная и безграничная.
Тема любви в поэзии Серебряного века