Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Цель: · выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины; · формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, исследовательской работы с текстом; · воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения.
Оборудование:
Мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения М. Ю.
Лермонтова «Бородино», сопровождаемое слайдами презентации.
III. Работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Исследовательская работа с текстом. — Найдите в речи рассказчика местоимения.
Сколько раз употреблено местоимение «я»? Чем объясняется такое употребление? (В речи рассказчика всего два раза употребляется местоимение «я». Чаще всего встречаются местоимения «наше», «мы». Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину, он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска). — Объясните значения слов Мусью (мосье), басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке. — В какой речи употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит? (Слова употребляются чаще в разговорной речи. Рассказчик — простой человек из народа).
3. Слово учителя. В каждом слове мы слышим солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии.
Языковая патетика стиха (сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. д.), органически сочетающаяся с речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа — героя Отечественной войны 1812 года.
4.Анализ содержания. — Какие слова имеют иронический оттенок? (Слова «мусью», «бусурманы» рассказчик произносит с иронией, подчеркивая презрительное отношение к врагу). — Прочитайте слова, выписанные вами дома, которые отражают героизм русских солдат.
Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему? — Выразительное чтение стихотворения от начала до слов «Французы тут как тут». — Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово «отдали» в контексте стихотворения? (Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Поэт исторически точно показал, что русские «отдали», а «не сдали» Москву). — Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?
— Какое значение имеют фразы: «Ведь были ж схватки боевые…», «Мы долго молча отступали…О русские штыки?» (Лермонтов точен в изображении войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений («Ведь были ж схватки боевые…»). Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии («Мы долго молча отступали…О русские штыки?»).
— Выразительное чтение отрывка от слов «Забил заряд я в пушку туго…» до слов «Кусая длинный ус». — Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы? — Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго/И думал: угощу я друга/Постой-ка, брат мусью! » Однозначными или многозначными являются слова «друг», «брат»? (Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении. Они подчеркивают фамильярное отношение к врагу).
— Выразительное чтение отрывка от слов «И только небо засветилось…» до слов «…мы в Бородинский бой».
— С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его? (Полковник — человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам. Его призыв отвечает народным чувствам). — Выразительное чтение отрывка от слов «Ну ж был денек!» до слов «… гора кровавых тел». — Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых звуков?
(Повторение звука «а» передает накал сражения).
Аллитерация — Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Ассонанс — Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи. — Выразительное чтение отрывка от слов «Изведал враг в тот день немало…» до конца стихотворения.
— Назовите глаголы, передающие напряженность боя. — Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?
— Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?
— Если мы выпишем из произведения М. Ю. Лермонтова все слова, которые автор использовал для определения битвы, то получится следующий ряд: Схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). — Какое слово встречается чаще и почему? (Слов «бой» в контексте стихотворения приобретает значение «решающий бой», имеющий важное историческое значение. Бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело). — Обращение к учебнику.
Чтение определения риторического восклицания.
Риторическое восклицание — Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. — Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?
1 вариант — от начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле…» Да говорят еще какие! — звучит гордость за тех, кто принес славу родине. Про день Бородина! — подчеркивается значимость события. Богатыри — не вы! — звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. Не отдали б Москвы! — чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.
2 вариант — от слов «Есть разгуляться где на воле…» до конца стихотворения. Есть разгуляться где на воле! — звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! — гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.
Вам не видать таких сражений! — звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях. И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! — звучит ирония рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом. За Родину свою! — звучит высокое патриотическое чувство, которое испытывал каждый русский солдат — участник Бородинского сражения. Как наши братья умирали! — звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений. Наш рукопашный бой! — местоимение «наш», звучащее в риторическом восклицании, подчеркивает патриотический подъем русских людей, идущих на бой не ради славы, а ради свободы Родины, решимость солдат не щадить себя во имя Родины. Ну ж был денек! — особо ярко передается воспоминание старого солдата о тяжелом сражении, о силе врага.
— Обращение к учебнику. Чтение определений сравнения и метафоры.
Сравнение — Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).
Метафора — Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создается художественный образ. (Небо засветилось). Метафора — скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.
IV. Подведение итогов урока.
— Чему уделяет большее внимание поэт — описанию боя или душевному состоянию его участников? (Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины).
— Обращение к учебнику. Выразительное чтение учителем воспоминаний Ф. Н. Глинки.
V. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».
Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»