ТЕМА МЕЧТЫ В СТИХЕ Ш. БОДЛЕРА «ПЛАВАНИЕ»
Свое произведение французское поэт Шарль Бодлер Посвятил теме человеческой души и ее неотъемлемой рыси — способности мечтать и стремиться до чего-то нового. На границе столетий европейцы снова открывали для себя далекие экзотические земли, и потому тема странствований нередко возникает в творчестве поэтов того времени. Но в Бодлера эта тема звучит кое-что иначе, как сказ о внутренней борьбе человека с собой и ее неудержимое стремление к таинственным берегам мечты. Каждый в юности виднеется о далеких странствованиях, и для кого-то эти мечты воплощаются у жизнь.
В нашем воображении мир безграничный, в реальности — «беспредельно малый». Что заставляет людей отправляться в путь? Одного — несчастливая любовь, другого — «ненависть к отчизне». Для других цель странствований — поиск далеких, неизвестных земель, которого Эдема. Эти последние, напряженно вглядывались в даль, каждую скалу принимают за прекрасный изумрудный берег, но снова и снова — обман. Бодлер уподобляет таких мечтателей к старому пешеходу, который в маленьком окошке на чердаке видит рай. Те, кто оставляют землю ради другой, лучшей земли, недостойны называться истинными путешественниками. Ведь они некогда не найдут своего рая: он недолговечный, как звезда. Эльдорадо, мифическая страна счастья и наслаждения, пролегала за пределами земной реальности и открытая для человека лишь миг. Но есть и другие путешественники. Они не убегают от забот и ничего не ищут. Они плывут без направления и цели, их мечта, как тучка: сегодня она здесь, а завтра — там, она изменяет свои очертания от наименьшего дуновения ветра. Такая мечта бесплодная, и потому плавания таких мечтателей скучное и бесцветное. Тоска и бремя жизни сопровождают его везде. Чему? Так как в любом крае путешественники встречают лишь самых себя, человеческий род с его страстями. А если на пути мечтателей случается прекрасное — от этого их мечта становится дальнейшей от осуществления. Ведь границы ей нет.
Вечные мечтатели бегут сквозь дни, мили и широты; они ищут не земную красоту или богатство, а тот край, «какому названия еще нет». Но где им найти тот заветный край. Лишь Смерть может спасти их от бесплодного бега — Смерть, единая неизведанная земля. Стих Бодлера, конечно ж, аллегорический. Поэт говорит не столько о морских странствованиях, сколько об общечеловеческом стремлении к счастью и покою, ради которых он лишает себя и счастье, и покоя, летя невідь-куда за трепетным облачком своей мечты. Люди наделены способностью мечтать, и в этом их сила и их наказание. Поэт видит конец человеческих страданий в смерти, которые все человеческие страсти. Но в стихе звучит и другая нота: «есть души, которые и в четырех стенах поборют врага». Может, для счастья человеку нужно прежде всего заглянуть у себя, и в своей душе, а не за дальними горизонтами, найти Эдем своей мечты.
Бодлер собирает поздние цветы романтизма… Бунтовой дух присущий не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему скучным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его. Именно это обусловило его активное участие в революции 1848 г. Сборник его поэзии «Цветы зла» — это духовные поиски современного человека. Мир возникает в оскорблении моря, с которым мы встречались в романтической поэзии Байрона, Пушкина. Изображая современную ему действительность, как «море засоренных улиц городских», поэт сердцем польется к другому морю, «моря, где сияния много». Не принимая прозаичности будничной жизни, он стремится возвратить тот утерянный рай (идеальный мир), в котором творец жил в детстве:
А может рай-идеал — в далеких экзотических странах («Moesta et errabunda»).
В поэзии «Путешествие» действительность возникает; Этот мир, затиснутый в муторные берега, Представляет образ наш — сегодня, завтра. Оазисы ужасов среди пустынь скуки.
Но невозможность достичь идеала на земле вызывает у Бодлера острое разочарование, и он впадает в отчаяние. Отсюда также понимание назначения поэзии как средства выращивания цветов (т. е. Прекрасного), а также его черная меланхолия и тотальный нигилизм. Поэт не только не обращается к Богу за помощью — он демонстративно пренебрегает им и обожествляет Сатану. Вместе с тем некоторые черты стиля Бодлера противоречат романтизму: тщательно взвешенная композиция и безупречная форма поэзии. Не воспринимает поэт и романтического понимания природы как источника обновления чувств или средства защиты от цивилизации. Природа возникает у Бодлера врагом человека. Он ищет вдохновение в «другой природе» — искусственной: в произведениях искусства и человеческой работы.
ТЕМА МЕЧТЫ В СТИХЕ Ш. БОДЛЕРА «ПЛАВАНИЕ»