Тема. Написание маленькой буквы д
Цель: учить писать маленькую букву д и объединять ее с другими буквами; развивать умение сопоставлять, сравнивать, находить общее и отличное; развивать речь учеников, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе. Оборудование: модель телевизора, фишки, образец письменной буквы д, рисунки птиц, таблица слов. Ход урока I. Организационная часть — Дети, кто из вас любит смотреть телепередачи? — А какие телепередачи вы смотрите? — Сегодня мы тоже посмотрим телепередачу, но необыкновенную.
Давайте включим телевизор. (Кадр «Спросилка») — Кто это на экране? — Почему у него такое имя? — Вот и нас он спрашивает: «Так как же называются эти буквы?
» (Выставить написанные изученные буквы.) II.
Изучение нового материала (Кадр «Тема урока».) — Кто прочитает, что показывает экран? — Что такое тема? — Тема нашего урока — написание маленькой буквы д.
Итак, наша задача — научиться писать маленькую букву д и объединять ее с другими буквами. Мы должны научиться писать слоги и слова с новой буквой.
(Кадр «Подумайте». ) Загадка Я нужен зеленым лугам, Я нужен полям и лесам, Я нужен цветам и кустам. А если я вдруг опоздал, Все кругом засыхает, умирает. (Дождь) — Докажите, почему загадка имеет такую отгадку? — Какой первый звук вы слышите во время произношения слова дождь? — Встречается ли препятствие во время произношения звука [д]? — Какие языковые органы создают препятствие?
— Итак, какой это звук? — Отыщите фишку, которой обозначается звук [д]. Загадка Целый день работаю в роще. Деловито клювом бью. Я не гвозди забиваю, Я насекомое добываю. (Дятел) — Кто видел дятла? Минута наблюдательных (Вывесить таблицы с разными птицами.
) — А кто отыщет его среди этих птиц? — Дятел — очень полезная птица, так как поедает много вредителей. Его называют лесным врачом, или лесным санитаром. — Какой первый звук в этом слове? — Какой это звук?
— Покажите печатную букву д. (Вывесить таблицу со словами.)
Идут |
Мед |
Парта |
Двери дубовые — Покажите букву д. (Кадр «Буква д».) — Сегодня мы будем учить писать маленькую букву д. Сравните ее с печатной буквой. Похожи ли они? Итак, нам необходимо хорошо их запомнить. Маленькая прописная буква д состоит из овала и петли. Посмотрите на подобие в тетради. Как пишется овал, вы уже знаете. Посмотрите, я буду писать на доске. Буква д начинается немножко ниже верхней строчной линии, ведется влево вверх к верхней строчной линии, закругляемся возле нее на полуовал, затрагиваем нижнюю строчную линию и ведем вверх к верхней строчной линии, соединяя с началом овала; потом от верхней строчной линии, затрагивая овал, ведем прямую наклонную вниз, возле межстрочной линии закругляем на петлю и заканчиваем, пересекая нижнюю строчную линию. Второй элемент буквы д похож на второй элемент буквы у. (Показать еще раз, как пишется буква д без комментариев). В свободной строке в первой его половине написать отдельные составные элементы буквы д. Во второй — петлю в сочетании с прямой наклонной. — Возьмите ручки и обведите эту букву в воздухе. Обведите образец в тетрадях по пунктирам и допишите самостоятельно строку до конца. Сравните написанное с образцом, напишите во второй строке. (Учитель объясняет и исправляет ошибки.) (Кадр «К, ре, ми, фа, соль, ля, си».) Музыкальная пауза. (Кадр «Рисунок печи».) — Послушайте сказку-рассказ. Домашний змей живет в печке, где дымовые трубы. Бабушка каждый вечер кормит его соломкой. Бросит ему соломки, а змей расправит красные усы и ест исподволь соломку. Иногда, как соломка влажная, то змей кашляет синим дымом. А ночью змей укрывается седым одеялом и дышит теплом на весь дом. О чем эта сказка-рассказ? (О дыме, тепле, о том, как оно образовывается). — Еще раз внимательно прослушайте этот рассказ и скажите, каким здесь показан дым. (Он, как живой, похожий на змея: бабушка его каждый вечер кормит соломкой, тогда он изменяется — расправляет красные усы и исподволь жует соломку, а когда соломка влажная, начинает кашлять, шипеть, а ночью укрывается седым одеялом). Из этой сказки-рассказа мы узнали, каким есть дым, из чего он образовывается (жгут солому, дрова), что он проходит из печки, через дымовую трубу на крыше так, как показано на рисунке, и похож на змея, гадюку, так как вьется. Написание слов дым, дымовая труба. Обратить внимание учеников на поле, где показано, куда писать букву д, чтобы соединить с буквой ы. Все буквы слова дым объединяются неотрывно. Прежде чем писать слово дымовая труба, выяснить, что оно означает и от какого слова образовалось. Работа по схеме предложения. — Обратите внимание на схему предложения. Сколько в нем слов? Я назову вам три предложения, а вы внимательно послушайте и скажите, какое или ккие из них отвечают этой схеме. (Учитель медленно говорит предложение: «У кошки горит дом. Загореля кошкин дом. Пожар на дворе кошки»). Написание слова ведро. Обратить внимание на объединение букв ве, др. Не забывать о параллельности элементов. В последней строке предлагается дополнительная задача — слоги для учеников. III. Итог урока Дать свою оценку собственной работы и работы класса. — Чему научились? — Легко или тяжело было писать букву д? — Что понравилось на уроке?
Тема. Написание маленькой буквы д