Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле… Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский — один из величайших писателей 19 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является роман » Преступление и наказание», остающийся популярным и в настоящее время. Идея для написания романа пришла к Достоевскому во время его душевного кризиса в 1864 году.
Этот кризис был вызван смертью первой жены и брата Михаила. Именно благодаря таким волнениям этот этап в творчестве писателя получил название эпохи «великого пятикнижия», пяти идеологических романов. В произведении «Преступление и наказание» автор затрагивает темы, не перестающие волновать современное общество. Но одной из главных тем романа является тема падения человека и его духовного возрождения.
Всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. Но особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь. Именно с таким героем знакомит читателей Федор Михайлович в произведении «Преступление и наказание». Едва только молодой человек, герой романа — Родион Раскольников, предстает перед читателем, как автор, даже не назвав имени героя, спешит сообщить о тайной мечте, проникшей в жизнь молодого человека до такой степени, что «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».
Но немного позже герой сам заговорил о своей мечте. Он явно чувствует, что от мечты ему пора переходить к делу, и разочаровывается, что к этому никак не удается перейти. Федор Михайлович помогает понять чувства и эмоции героя с помощью образа города на реке Неве — Санкт — Петербурга. С одной стороны, можно восхищаться архитектурными и театральными красотами города, но с другой стороны, можно сходить с ума от ощущения ненужности и одиночества. Именно это и происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в романе «Преступление и наказание», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки.
Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости… Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего.
Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина». Именно благодаря такой обстановке в городе, герой начинает размышлять о ценности своей жизни и о жизни других людей.
Родион Раскольников — бывший несостоятельный студент, стремящийся утвердиться в этом мире. Мне кажется, что его нравственное падение начинается не с самой теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой хочет духовной независимости. Его непомерная гордость и высокая амбициозность воплощаются в этой страшной идее об убийстве ненужных людей.
Свою теорию Раскольников создает благодаря взглядам Макса Штирнера, в работе «Единственный и его собственность», трудам Шопенгауэра «Мир как воля и представление», но особенно повлиял труд немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей книге «Антихрист. Проклятие христианству» он пишет, что «…какой тип человека следует взрастить, какой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности. Этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение,- и никогда как нечто преднамеренное».
Именно опираясь на книгу Ницше, герой моделирует собственную идею. Согласно его теории люди делятся на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния, даже идущие вразрез с нравственными ценностями общества. Первые не способны влиять на развитие общества, а вторые, наоборот, существуют ради этой цели. Главный критерий в делении на группы этих людей, это отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, что и лишает их необходимой свободы деятельности. На «право имеющих» этот закон не распространяется.
Они могут совершить преступление, потому что в их представлении, это шаг на пути к усовершенствованию, преобразованию жизни. Эта теория незаметно подчиняет себе героя целиком, и он становится ее главным исполнителем. Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится честный и добрый человек, как Раскольников, он неизбежно приносит зло себе и другим.
Интересно то, что стремления Родиона избавить людей от невыносимых мучений и страданий заслуживают похвалы. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на две категории антигуманна, так как она нарушает нравственные основы. И недаром, убив ростовщицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и ее сестру, безобидную простодушную Лизавету. Я думаю, что это мгновенно доказывает герою, что оправдания его ужасному поступку нет.
Лизавета как раз тот человек, за чьи интересы борется герой — беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Именно тогда Раскольников понимает, может быть, еще неосознанно, что, совершено одно преступление, а за ним другое, более жестокое и страшное. После совершения преступления, героя начинает терзать совесть. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, осознание бессмысленности совершенного преступления, сознание несостоятельности своей теории. И об этом свидетельствует внутренний монолог героя: «Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?
Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видел…Это как же?» Родион понимает несостоятельность своей теории «сверхчеловека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя ложной идеей. Наказание его заключается в самом преступлении, нравственной пытке, нежели каторге или тюрьме. Муки Раскольникова изображены с такой глубиной, что читатель вместе с ним может переживать те чувства, которые испытывает герой. По-моему, еще одной причиной разубеждения в своей теории главного героя является общение с духовными «двойниками» — Лужиным и Свидригайловым, у которых много общего с Раскольниковым.
В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Мне кажется, что хотя они и придерживаются одного принципа, но их мировоззрения и нравственные облики абсолютно разные. Раскольников объявляет своей целью счастье человеческое, а не личное. Страдание, по словам Раскольникова, нередко является оборотной стороной вседозволенности.
Лужин, напротив, руководствуется в жизни только соображениями своей выгоды. Жених Дуни — бездушный делец, в котором «высокий» наполеонизм Раскольникова сводится к банальной практической выгоде. Как и Раскольников, он готов переступить через человеческое достоинство и право самому решать свою судьбу. Свидригайлов предстает перед нами человеком порочным, развратным, растлителем малолетних, который при этом выглядит вполне респектабельным господином и является носителем «мировой скорби», присущей «великим людям». Он не скрывает, что большинство его поступков — результат его патологического сладострастия.
Мне кажется, что Аркадий Иванович — это человек, в котором борется добро и зло. Его положительные черты меняются чудовищным сладострастием, в котором пародируется любовь Раскольникова к детям. Загробная жизнь видится ему еще более бессмысленной и беспросветной — «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность».
К сожалению, в итоге зло одержало верх и Свидригайлов покончил жизнь самоубийством. Таким образом, мы можем видеть, что Раскольников находится на ложном пути и его теория является ошибочной. Возрождение главного героя начинается не только благодаря «двойникам». Большое влияние на возрождение души Родиона оказывает Порфирий Петрович.
Я думаю, Порфирий Петрович — один из самых ярких и загадочных персонажей, который вступает в отношения противостояния и борьбы. Именно он впервые упоминает о теории Раскольникова и кратко формулирует ее суть: «Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не должны переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».
Он единственный из всех догадался, что преступления студента имеют идейный смысл. Следователь убеждает Раскольникова, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: «…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят».
Страдания для Порфирия Петровича являются главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину. Именно беседы со следователем помогают герою действительно осознать свою вину и раскаяться в совершенном преступлении.
По моему мнению, немаловажную роль в произведении «Преступление и наказание» играют мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра — Дуня. Одним из мотивов совершения преступления являлось не только его бедственное положение, но и его родственников. Но не только один Родион пытается им помочь. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг, чтобы вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете.
А мать Родиона также терпит всяческие унижения и лишения, чтобы только помочь своему единственному сыну. Мне кажется, что образы «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского необходимы, чтобы показать, что люди, у которых не так много денег, способны осилить различные трудности и эти люди способны сохранить в своей душе не только доброту и сострадание, но и безграничную веру в людей и Бога. На мой взгляд, наибольшее влияние на главного героя оказала Соня Мармеладова, одна из представительниц «униженных и оскорбленных».
В романе она является нравственным антиподом Родиона. После того, как ее семья оказалась в бедственном положении, героиня, жертвуя своей духовной и нравственной чистотой, пошла по «желтому билету», чтобы спасти семью от неминуемой смерти. Он увидел в ней родную душу, потому что она тоже много страдала и мучалась. Его тянет к этой несчастной девушке, потому что она единственный человек, который может войти в его ситуацию и понять.
Несмотря на то, что общество считает ее изгоем, она не потеряла веру не только в Бога, но и в добро, любовь, счастье. Она избрала иной путь, чем Раскольников, — путь смирения. Смирившись, Соня спасает не только себя, но и Родиона.
По моему мнению, сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Герой не мог понять, как в Соне позор и низость сочетаются с противоположными им чувствами. Все это объясняется тем, что Соня гораздо сильнее Родиона и она с помощью веры в Бога может преодолеть любые невзгоды и трудности.
Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждено в своей вере. Тут он заметил книгу на комоде — Евангелие. Раскольников и сам не мог ожидать от себя то, что он попросит Соню почитать ему ее. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Мне кажется, что Родион помнил историю про воскрешение Лазаря, потому что его мать, Пульхерия Александровна, сама была верующим человеком, и, возможно, он и сам надеялся на подобное духовное воскрешение.
Чтение о Лазаре состоялось через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть на четвертый день после его нравственной смерти. Следует добавить, что Лазарь воскрес на четвертый день после своей смерти. Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения — голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она.
Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе.
Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Смысл процитированного сюжета о воскрешении Лазаря в том, что и четыре дня находившийся в гробе покойник сможет воскреснуть по воле Господней, и даже самому страшному грешнику, у которого нет внутреннего спокойствия, не закрыт путь к покаянию.
Именно любовь к Соне открыла ему возможность примирения с жизнью, людьми. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки Соня возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «…Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко.
Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» — восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни.
Герой осознал, как нужен он окружающим, и обрел новый смысл жизни, который состоит в милосердии, созидании, гуманизме. Но сама тема «преступления» и «тема» наказания не открывается перед нами только в этом романе. Так же и в других произведениях Достоевского можно увидеть раскрытие этих волнующих тем. «В Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда остается преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия не возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» писатель утверждает: «Сказано: «Не убий!», так за то, что он убил, и его убивать?
Нет, это нельзя!». Конечно, писатель не пытался в своем творчестве затрагивать темы убийства и нравственно больных людях. Главное для Федора Михайловича — это сама личность человека, ее развитие, жизнь, различные стремления и действия. Таким образом, прочитав роман «Преступление и наказание», я поняла, что Достоевский — это не только талантливый писатель и мастер слова, но и философ. В центре романа — сложившаяся уже окончательно в философском и художественном сознании писателя концепция личности.
Человек, единый во множестве, такой, каким он изображен в «Преступлении и наказании», пройдет через все творчество художника; и характерная манера изображения действительности через сознание герой определит собой структуру всех его будущих произведений. «Общею точкой» сознаний множества людей отзовется сознание одного человека, и в строгом соответствии с этой идеей выстроится система образов в романе Достоевского — в каждом романе после «Преступления и наказания». Думаю, Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размышлял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первородного греха — все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредственном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тайну личности от начала мировой истории и на веки веков. Итак, как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению.
Эта тема преступления и наказания — одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли — ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душами» Гоголя, «Войной и миром» Толстого.
Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание»