Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой
Величественный город на Неве всегда вдохновлял русских поэтов и писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского. Дух города, душа и судьба Петербурга — все это преломляется в русской поэзии. Но именно XX век стал особым философским пространством поэтического слова Петербурга. Этот город сам по себе становится поэтической категорией. Для Ахматовой, как до нее для Пушкина и Достоевского, родной город — это другое измерение, живой организм, определяющий жизнь всех людей, обитающих в нем.
В «Стихах о Петербурге» 1913 года поэтесса пишет о городе Петра в совершенно ином, нежели все поэты и писатели до нее, ключе. Петербург для лирической героини — неотъемлемая часть ее души. И «Конь Великого Петра» — такой пушкинский символ Петербурга — вдруг становится центром вселенной, притягивающим к себе судьбы жителей города. Тема слияния города с его жителями продолжается в стихотворении «Петроград» из цикла Anno Domini. Здесь речь идет о том, что даже в страшный час войны расстаться с Петербургом не представляется возможным.
Город для его жителей важнее свободы: «…город свой любя, / А не крылатую свободу. / Мы сохранили для себя / Его дворцы, огонь и воду». Предвосхитив события ленинградской блокады, Ахматова пишет о преданности Петербургу, о нежелании покидать родной город даже под страхом смерти: Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. Стихотворение «Ленинград в марте 1941 года» наполнено щемящим чувством безудержной любви к родному городу. Все произведение как бы пронизано светом: О, есть ли что на свете мне знакомей, Чем шпилей блеск и отблеск этих вод! Родной город поэтессы сменил название, но улицы остались все теми же, и волны Невы не повернули вспять: У наизусть затверженных прогулок Соленый привкус — тоже не беда».
Следующее произведение, в котором появляется образ Петербурга, — это знаменитая поэма «Реквием». Весь образный строй ахматовской поэмы неотделим от историко-культурного бытия Петербурга. «Реквием» впитывает в себя тему петербургского памятника, одновременно являясь синтезом центральных сюжетов петербургской истории и культуры: темы памятника , темы исповеди и темы города смерти . Уже в самом начале поэмы создается образ нереального, мистического города на Неве, «одичалой столицы», изрытой, как воронками от снарядов, «каторжными норами»: …ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград…
Композиция «Реквиема» определяет доминанту судьбы самого Петербурга: через путь смерти и распятия до эпилога, как «погребального дня», завершающегося пророчеством Памятника. Время сжимается в мгновенье и становится вечностью. Судьба города — как мгновение на этой стреле времени: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне Согласье на это даю торжество… Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась…
А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Продолжая пушкинские традиции, Ахматова создает двоякий образ Петербурга.
С одной стороны, перед нами предстает светлое и величественное «Петра творенье» , а с другой — мрачный и мистический, тревожный город-призрак . Эта противоречивость создает тот неповторимый образ Петербурга-Ленинграда, который до сих пор восхищает ценителей высокой поэзии великой поэтессы — Анны Ахматовой.
Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой