Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
По стихотворениям: «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824; «Пророк», 1826; «Поэт», 1827; «Чернь», 1828; «Поэту», 1830; «Эхо», 1831; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836. Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг. Альфред Теннисон Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом?
Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности. В стихотворении «Поэт» автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей.
Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его «душа» спит, и «молчит его святая лира». Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется. Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души. После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто «в пустыне мрачной».
Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь «друзей, братьев, товарищей», но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение «Пророк», написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году.
Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ.
Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет «жечь сердца людей». Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии.
А назначение поэта — «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь. Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения.
Это создается употреблением архаизмов, славянизмов , особыми конструкциями фраз . Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя.
В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана: Восстань, пророк, пророк России, В позорны ризы облекись, Иди и с вервием на выи К убийце гнусному явись. В 1833 году Пушкин написал стихотворение «Осень». Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий. …в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю, Иль думы долгие в душе моей питаю. И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем И пробуждается поэзия во мне.
Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит «воображенье», «стесненье души лирическим волненьем», «мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут». Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой: Минута — и стихи свободно потекут.
Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений. В стихотворении «Поэту» Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, «суд глупца и смех толпы холодной», однако не потерял веру в себя и свое призвание.
Он призывает поэта: …дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — «рукопись».
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Так говорит автор в своем стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь. В 1831 году написано стихотворение «Эхо». Оно представляет собой развернутое сравнение.
Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки. Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни.
21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику «не зарастет народная тропа»; о гуманизме своего творчества — «чувства добрые я лирой пробуждал», и о свободолюбии — «…в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. Своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык. И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык.
В «Памятнике» поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение: И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. «Нерукотворный памятник» Пушкина «вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа» — это символическое и гордое утверждение величия дела, им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр , и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами. Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: «Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства.
В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах.
Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С. Гейченко говорил: «Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков».
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина